
Продолжение книги "Путь единения" р. Моргенштерна. Начало см. 27.10.2014
(возможно, для тех, кто незнаком с каббалой, обилие терминологии вызовет трудности, но если вы захотите двигаться этим путем, раньше или позже с терминологией все равно нужно будет знакомиться...)
(возможно, для тех, кто незнаком с каббалой, обилие терминологии вызовет трудности, но если вы захотите двигаться этим путем, раньше или позже с терминологией все равно нужно будет знакомиться...)
1. Первые врата – «запечатление»
На первом этапе нужно познакомиться с Хохмой. Она связана с правым полушарием мозга и с духовным светом. Нужно открыть этот свет. По правде говоря, Каббалу можно назвать «наукой наслаждения», поскольку эта часть мозга связана с наслаждением. Настоящие каббалисты сумели постичь это духовное
наслаждение.Получить некоторое представление о нем можно, если сравнить его с чувством удовольствия, которое человек получает, входя в глубокое размышление над Торой. Здесь задействуется сфира Бина. Но когда ему удается постичь какую-то идею или открыть что-то новое для себя в учебе, он получает от сфиры Хохма духовное наслаждение. Это тот божественный свет, о котором мы говорим. Об этом сказано: «Знай, перед кем ты стоишь». Слово «кто» (מי) указывает на Бину, и с ее помощью (т. е. через размышление) можно достичь состояния «перед кем» – более глубокого света, который находится перед Биной. Это и есть сфира Хохма.
Первый секрет в этом деле – знать, что для вхождения в Хохму нужно «сойти в колесницу». Отметим предварительно, что человек соответствует уровню Зеир Анпин, Руах, а колесница находится под ним – это Малхут, «престол славы». Обычно человек, Зеир Анпин, связан только с Биной, которая является его духовным корнем, и не более. Но чтобы достичь Хохмы, Зеир Анпин прежде должен спуститься в Малхут, откуда он поднимется в Хохму. Этот метод следует принципу (Райя Меемна 258 а): «Отец (Хохма) основал дочь (Малхут)». Это значит, что из Малхут мы восходим к Хохме. Здесь кроется важный ключ к постижению света.
Теперь добавим, что Малхут – это уровень Нефеш, а он связан с силой воображения (из-за чего маленькие дети, которые живут на уровне Нефеш, играют и воображают разные фантазии, хотя в них и нет ничего реального). Поэтому Малхут находится ниже обычного уровня человека, и он обычно не придает ей значения, зная, что это всего лишь воображение, а не реальность. Но этой особенностью можно воспользоваться и ради святого дела, чтобы достичь духовного наслаждения Хохмы, в которой нет иллюзий.
Итак, чтобы нам удалось сойти в колесницу, на уровень Малхут, надо сначала изучить ее принципы. Малхут обладает женскими качествами и связана с сидячим положением, тогда как Зеир Анпин стоит и обладает способностью ходить. Человек обычно хочет идти вперед и подниматься на следующий уровень, но женский принцип останавливается и не желает идти. Поэтому в Малхут есть сила задержки, и эта же сила называется «запечатлением» (חקיקה). Она состоит в том, чтобы удерживать одну идею или образ в уме так, чтобы не уходить от него, а оставаться на одном месте.
С другой стороны, нужно понимать, что мир воображения таит в себе некоторые опасности, будучи местом близким к силам нечистоты (Клипот). Бывают и нехорошие образы, которые, помимо таящейся в них опасности, не приведут ни к какому духовному наслаждению и ни к чему святому.
Как бы то ни было, практик, умеющий пользоваться своими мыслями с помощью силы воображения и остающийся в состоянии «запечатления», то есть внутри одной идеи, становится благодаря этому вместилищем божественного вдохновения. Тогда Хохма, заключающая духовное наслаждение, становится способна снизойти к нему в этот сосуд. Все это начинается с того, что человек представляет какие-либо святые образы – например, думает о Всевышнем или воображает окружающий его свет и т. д.
На это есть намек во фразе: «С этой войдет Аарон в святилище» (Ваикра 16:3). Именно с «этой», т. е. с Малхут, он войдет в «святилище», т. е. в Хохму – в божественный свет.
Все каванот Ари, используемые в молитве, должны вначале выполняться по крайней мере в виде «запечатления» с участием воображения. Этот метод «запечатления» является первым шагом в работе над каванот. Нужно учиться останавливать мысль и удерживать ее на одном месте, пока кавана не произведет должный эффект.
Когда же соединяют силу Малхут с силой Бины и используют способность размышления по принципу Малхут, то есть через «запечатление» и задержку мысли, то вместе они становятся могучей силой, способной открыть человеку свет Хохмы, духовное наслаждение. Следовательно, чем больше размышляют, тем больше проявляется в воображении, а оттуда открыть еще больше духовного наслаждения.

Комментариев нет:
Отправить комментарий