Ури Суперфин
В трактате "Звахим" (л. 113) приводится мнение рабби Йоханана, который утверждал, что в Земле Израиля потопа НЕ БЫЛО. Риш Лакиш с ним спорит.
По идее, спрашивает один из самых известных комментаторов Талмуда, МААРШО, у Риш Лакиша есть сильный "козырь": если в Земле Израиля не было потопа, тогда зачем вообще надо было спасать Ноаха с помощью ковчега? Пусть бы переждал потоп в Святой Земле, и всё! (Только на более позднем этапе Талмуд откроет, для этого контраргумента убийственную,
подробность: ПАР от кипящих вод потопа погубил все живое и в Земле Израиля. Однако вопрос МААРШО: почему Риш Лакиш еще НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ обсуждения не воспользовался таким сильным доказательством своей правоты?)
Для ответа можно воспользоваться словами РаШИ, который объясняет: чтобы люди, видящие эти приготовления к концу света, одумались бы, и раскаялись, прекратив грешить. Если бы Всевышний, в великой милости Своей, не пожелал дать человечеству шанс отстраниться от греха, Он бы просто послал Ноаха переждать потоп в Земле Израиля!
...Хотя, тут надо оговориться, что сам РаШИ, который, естественно, знал также и про подробность с горячим паром, в своем комментарии конечно не подразумевал "опцию алии". Его вопрос: зачем Всевышний повелел именно самому Ноаху ЛИЧНО строить ковчег, в то время, как Он мог повелеть, чтобы "к указанному сроку" у Ноаха БЫЛ бы ковчег. При этом не важно, кто его будет строить. Тогда бы Ноах нанял артель кораблестроителей, и - вперед! ...А так пришлось ему САМОМУ аж 120 лет "копаться".
Справедливости ради стоит отметить, что в РаШИ в конце предыдущей главы (5:32) написано почти прямым текстом, что существовала некая, независимая от гуманных соображений спасения грешников, ценность в том, чтобы ИМЕННО НОАХ ЛИЧНО строил ковчег.
И вот что РаШИ пишет там. РаШИ приводит Мидраш, который спрашивает: почему это все предшественники Ноаха производили на свет потомство где-то в районе своего столетнего юбилея, а вот Ноах только в пятисотлетнем возрасте удостоился стать отцом? Ответ: сказал Всевышний: "Если его (Ноаха) дети будут злодеями, то их гибель в водах потопа огорчит этого праведника. А если они будут богобоязненными (и, тем самым, заслужат быть спасенными), то их количество потребует НЕСКОЛЬКО ковчегов, и мне придется УТРУЖДАТЬ его их строительством!" Результат: Всевышний на время воспрепятствовал тому, чтобы Ноах произвел на свет потомство.
Мне думается, причиной такого повеления Всевышнего было то, что называется «маасэ цадиким» - «плоды деяний праведника». То есть, именно постройка Ноаха имела «запас прочности», способный противостоять водам Потопа.
…Существует традиция от имени Виленского Гаона, что та синагога, которую построят только евреи и только с самыми что ни на есть чистыми мыслями, во славу Творца, молитва в такой синагоге всегда будет на высшем уровне, без посторонних мыслей. «Маасэ цадиким»…
В трактате "Звахим" (л. 113) приводится мнение рабби Йоханана, который утверждал, что в Земле Израиля потопа НЕ БЫЛО. Риш Лакиш с ним спорит.
По идее, спрашивает один из самых известных комментаторов Талмуда, МААРШО, у Риш Лакиша есть сильный "козырь": если в Земле Израиля не было потопа, тогда зачем вообще надо было спасать Ноаха с помощью ковчега? Пусть бы переждал потоп в Святой Земле, и всё! (Только на более позднем этапе Талмуд откроет, для этого контраргумента убийственную,
подробность: ПАР от кипящих вод потопа погубил все живое и в Земле Израиля. Однако вопрос МААРШО: почему Риш Лакиш еще НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ обсуждения не воспользовался таким сильным доказательством своей правоты?)
Для ответа можно воспользоваться словами РаШИ, который объясняет: чтобы люди, видящие эти приготовления к концу света, одумались бы, и раскаялись, прекратив грешить. Если бы Всевышний, в великой милости Своей, не пожелал дать человечеству шанс отстраниться от греха, Он бы просто послал Ноаха переждать потоп в Земле Израиля!
...Хотя, тут надо оговориться, что сам РаШИ, который, естественно, знал также и про подробность с горячим паром, в своем комментарии конечно не подразумевал "опцию алии". Его вопрос: зачем Всевышний повелел именно самому Ноаху ЛИЧНО строить ковчег, в то время, как Он мог повелеть, чтобы "к указанному сроку" у Ноаха БЫЛ бы ковчег. При этом не важно, кто его будет строить. Тогда бы Ноах нанял артель кораблестроителей, и - вперед! ...А так пришлось ему САМОМУ аж 120 лет "копаться".
Справедливости ради стоит отметить, что в РаШИ в конце предыдущей главы (5:32) написано почти прямым текстом, что существовала некая, независимая от гуманных соображений спасения грешников, ценность в том, чтобы ИМЕННО НОАХ ЛИЧНО строил ковчег.
И вот что РаШИ пишет там. РаШИ приводит Мидраш, который спрашивает: почему это все предшественники Ноаха производили на свет потомство где-то в районе своего столетнего юбилея, а вот Ноах только в пятисотлетнем возрасте удостоился стать отцом? Ответ: сказал Всевышний: "Если его (Ноаха) дети будут злодеями, то их гибель в водах потопа огорчит этого праведника. А если они будут богобоязненными (и, тем самым, заслужат быть спасенными), то их количество потребует НЕСКОЛЬКО ковчегов, и мне придется УТРУЖДАТЬ его их строительством!" Результат: Всевышний на время воспрепятствовал тому, чтобы Ноах произвел на свет потомство.
Мне думается, причиной такого повеления Всевышнего было то, что называется «маасэ цадиким» - «плоды деяний праведника». То есть, именно постройка Ноаха имела «запас прочности», способный противостоять водам Потопа.
…Существует традиция от имени Виленского Гаона, что та синагога, которую построят только евреи и только с самыми что ни на есть чистыми мыслями, во славу Творца, молитва в такой синагоге всегда будет на высшем уровне, без посторонних мыслей. «Маасэ цадиким»…

Комментариев нет:
Отправить комментарий