Вы можете помочь моему проекту деньгами, профессиональными умениями, навыками и советами.  Jewish Center of Brighton Beach
2915 Ocean Parkway - Brooklyn, NY 11235
Tel.(718) 769-7400 | e-mail: jcofbb@gmail.com

Классы в JCBB - 2915, Ocean Parkway, Brooklyn, NY, 11235:
- понедельник: скайп-урок,
3-5 рм Нью-Йоркского времени
Skype-имя: meirbruk
- среда: 8-10 pm;
- суббота: 12 - 3 рм;
____________
- иллюстрации к моим авторским лекциям 
- иллюстрации к моим урокам Талмуда 

- мой персональный сайт: https://meirbruk.net

понедельник, 10 декабря 2012 г.

Многомерная Ханука


Автор: M. Bruk   
10.12.2012 08:15

Еврейские духовные ресурсы и идеи - обладают огромным разнообразием внутренних смыслов.
Часть этих смыслов доступны и ребенку. И обычно в религиозных семьях - с этими смыслами знакомят с детства.
Но важной задачей является взросление человека при котором он познаёт глубины этих же
ресурсов и идей.
В нашем сознании - каждая идея должна "взрослеть" вместе с нами. И чем глубже мы постигаем еврейские смыслы, тем интереснее становится наша жизнь, в которой взаимно отражаются еврейские ресурсы.
Любопытно, что когда у нас накапливается целая серия смыслов - они могут между собой вступать в "причудливые" взаимосвязи, создавая новые "комплексные" смыслы и даже парадоксы.
Особенно в этом смысле выразительна Ханука. В ней "сталкиваются" весьма противоположные идеи.
Самая известная парадоксальность это "макабиада" - спортивные соревнования евреев в стиле греческих Олимпийских игр, названные в честь одного из наиболее выдающихся борцов с греческой культурой - Йегудой Маккаби (он же - Макковей).
Перечислим еще несколько парадоксальных феноменов.

Масло, которое мы вспоминаем в Хануку - имеет очень сакральный смысл, связанный с тончайшими мистическими процессами.
Тем не менее при этом - чтобы увековечить аспект масла, еврейская ханукальная кухня наполняется совершенно "одиозными" супержирными и насквозь пропитанными маслом - пончиками, блинчиками, картофельными латкесами, в-общем - еврейство отдается самым "разнузданным" антидиетическим чревоугодиям.
И, наконец, третий контраст. Тот самый кувшинчик с маслом, который впоследствие горел восемь дней - был изначально спрятан (греки его не нашли) и он символизирует самые скрытые части нашей души.
И вместе с этим - сейчас мы выставляем наши ханукальные светильники на окно, чтобы их увидел весь мир. Это даже официально называется "пирсума ниса" (дословно - реклама чуда).
В нашей любимой Хануке причудливо переплетается грубое с тонким, скрытое с публичным. И наша задача - правильно выбрать нужные идеи.

Несколько слов о культурных отношениях с греками.
Мы в Хануку отвергли греческую модель духовности.
Но впоследствие еврейские мудрецы взяли "на вооружение" многие греческие научно-философские идеи - в частности Рамбам многое почерпнул из Аристотеля, а идеи эманации, разработанные Школой Платона (по мнению многих исследователей) помогли развить еврейскую мистическую концепцию сфирот. (На языке Торы - Яфет в шатрах Шема).
Посмотрим глубже - в смысловые ряды нашего праздника.
За восемь дней мы зажигаем в общей сложности 36 основных свечей (плюс 8 шамашей - вспомогательных).
Говорят каббалисты, что первый человек - Адам родился в "полдень шестого дня", успел согрешить, но из сада он был изгнан только после первого Шаббата.

Это означает, что он провел в райском Саду - 12+24=36 часов. И на мистическом уровне 36 свечей как бы излучают свет 36 часов в которые первый человек наслаждался Б-жественным Светом и близостью ко Вс-вышнему.
Ханука и Пурим - привносят в наш мир две наиболее мистические жидкости - оливковое масло и вино. При этом вино - обладает сугубо внутренним применением. А оливковое масло соединяет в себе внешнее и внутреннее.
Мы его едим и мы его зажигаем, чтобы оно дало нам свет. При этом масло также используют для смазки (чтобы убрать трение) и масло - отталкивает воду (не смешиваясь с ней).
Храм также имел глубинное значение, олицетворяя человеческие мистические качества.
Снаружи Храма был жертвенник, на котором приносили животные жертвы. Это - символ нашего животного начала, которое мы освящаем.

Внутри Храма стояли стол с хлебами, жертвенник для воскурений и светильник - менора. Стол обозначает пищу, которую мы впускаем в себя (а также информацию, которую мы как бы "пережевываем" и усваиваем). Жертвенник для воскурений обозначает утонченные мысли, которые мы освящаем.
А Менора - несет в себе символический образа света. Свет "работает" в две "стороны". Он может быть направлен "внутрь нас", помогая нам постичь (осветить) самих себя. А может быть направлен вовне, когда мы освещаем другим людям - понимание мира.

Когда мы зажигаем Ханукальные светильники, мы включаем в себе - еврейское качество быть "светом для народов".
При этом в дни Хануки окружающий мир (по контрасту) находится в зимне-темном времени года.
Желаем читателям удостоиться "Нового Света".


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...