В духовных системах есть два типа праздников. Одни из них - происходят при "фанфарах" - как во время коронации Царя. Другие - как бы "скрытые".
Яркий пример первых - Рош а-Гана, когда мы трубим в шофар - провозглашая величие Творца мира.
Наши "окрытые" праздники/даты расположены по четырем сезонам, проявляя разные аспекты бытия.
Весной - мы имеем Песах и Шавуот, объединенные 49 днями сфират а-Омер.
Осенью - мы имеем месяц праздников - тишрей, с Грозными Днями - Рош а-Шана и Йом-Кипур и с Радостными днями - Суккот и Симхат-Тора.
Зимой - мы имеем два праздника, связанных с нашим взаимоотношением с народами мира - Ханука и
Пурим.
И летом - у нас есть 2 поста - 17 тамуза и 9 ава, связанные с проблемными сюжетами (Телец и Разведчики), с разрушением Храмов, но также в глубине их - скрыты позитивные энергии, связанные с идеей Мошиаха.
Но в нашем календаре есть еще и "скрытый" слой - мистических праздников/дат, которые находятся как бы в тени - но которые содержат важные концепции и механизмы.
Интересно, что в каждом из четырех сезонов - есть (по крайней мере) по одному такому мистическому дню.
Зимний мистический день - это праздник Ту би-Шват (Новый Год Деревьев), который мы будем скоро отмечать.
Не случайно у нас фигурируют два понятия - Новый Год и деревья (или растения). Наш праздник - как и положено Новому Году - стартует глубинный цикл, который связан с символами и энергиями растительного мира, в частности и в их мистическом понимании.
Весенний мистический день - Лаг ба-Омер. В нем также есть (как минимум) две идеи - он часть дней Омера, когда приносили в Храм сноп ячменя. И он является йор-цайтом (день ухода из нашего мира) Раби Шимона бар Йохая, величайшего из мудрецов и мистиков, автора книги "Зоар".
Летний мистический праздник - Ту биАв, или 15 Ава.
В нем содержится целый букет сюжетов.
Во времена странствий по пустыне - каждый год 9 Ава - часть евреев умирала как наказание греха разведчиков. При этом - они ожидали смерти с 9 по 15 ава, а в 15 Ава (полнолуние) - они торжественно объявляли, что наступил конец этого периода на ближайший год.
В более поздние времена - в этот день устраивали обряд "знакомства", когда девушки выходили в белых платьях плясать хороводы, а женихи приходили и выбирали себе невест среди танцующих девушек.
Во времена Храма - в этот день заканчивали заготавливать дрова для жертвенника, так как до этого времени дрова были максимально сухие (из-за жаркого Солнца) - а после этого дня влажность увеличивалась.
Мы видим много символизма в этих сюжетах.
Осенью - все праздники сконцентрированы в месяце Тишрее.
Осенний мистический праздник "спрятался" внутри Суккота.
Это Ошана Раба - седьмой день Суккота, полупраздничный День (холь а-моэд), когда мы в синагогах выполняем ритуал "битья" веток ивы.
Летний день - 15 Ава, был более известен в Древние времена, а сейчас - остался в роли праздника "для знатоков", которые могут реализовать его потенциал.
Ошана Раба - день хорошо известный тем, кто молится в синагогах. В этот день мы имеем особенно длинную молитву.
Ту биШват и Лаг баОмер - были "освоены" и разработаны великим каббалистом Аризалем, который внес в них мистические смыслы.
Объединяют эти дни растительные образы/символы.
В Ошана Раба - мы действуем с ветками ивы, которая также является частью суккотнего набора - из четырех растений.
Растительная часть 15 Ава - эта тема дров, которые сгорали на жертвеннике Храма.
Растительная часть Лаг ба-Омера - это сноп (Омер) ячменя, который приносили в Храм - в период от Песаха до Шавуота.
И наконец в Ту би-Шват - Аризаль работал с двумя наборами растительных образов.
Это, во-первых, семь плодов, которыми славится Земля Израиля - пшеница, ячмень, маслины, гранат, виноград, инжир и финики.
И это 4 группы плодов - символизирующие 4 мистических мира - асия, йецира, брия и ацилут. Это растения с кожурой и косточками, с кожурой, с косточками и полностью съедобные.
Кожура и косточки - символизируют два вида "зла" (клипа) в которых присутствует добро.
Кожура - защищает плод, пока он не созрел (аспекты взросления).
Косточки - символ скрытого потенциала, который может прорасти в новое плодовое дерево, если попадет в правильную почву с влажными условиями.
Более "тонкие" идеи мы разберем в следующем материале. Добавить комментарий на сайте автора статьи.

Комментариев нет:
Отправить комментарий