Вы можете помочь моему проекту деньгами, профессиональными умениями, навыками и советами.  Jewish Center of Brighton Beach
2915 Ocean Parkway - Brooklyn, NY 11235
Tel.(718) 769-7400 | e-mail: jcofbb@gmail.com

Классы в JCBB - 2915, Ocean Parkway, Brooklyn, NY, 11235:
- понедельник: скайп-урок,
3-5 рм Нью-Йоркского времени
Skype-имя: meirbruk
- среда: 8-10 pm;
- суббота: 12 - 3 рм;
____________
- иллюстрации к моим авторским лекциям 
- иллюстрации к моим урокам Талмуда 

- мой персональный сайт: https://meirbruk.net

среда, 30 января 2013 г.

Загадочный Итро


Тора как сборник историй устроена довольно странным образом. Описывая детали жизни героев, Тора часто опускает важные моменты, не давая возможности однозначно выяснить происходившее. С одной стороны, это на первый взгляд выглядит как недостаток. Но в Торе нет изъянов, любой факт не только наличия, но также и отсутствия какого-то знания имеет определенную цель и позволяет добиться специальных эффектов.
Недельная глава
, которую мы читаем на этой неделе, повествует о даровании Торы, но называется она «Итро», в честь тестя Моше. Когда мы пересказываем биографию персонажа Торы, нам бывает важно знать, что написано непосредственно в Торе, а что взято из мидрашей, которые восполняют то, что опустила Тора. Интересно, что часто мидраши могут по-разному описывать те моменты, которые пропущены в Торе, и для непривычного к этому жанру читателя такая ситуация выглядит странно. Но мы должны понимать, что главное — это соответствие мидраша тексту Торы, а «конфликтность» мидрашей между собой — процесс легитимный.
Дело в том, что нам важны не только сами мидраши, но и те идеи, которые мудрецы выводят на основе мидрашей. И наличие «веера» возможных разночтений является источником большого количества глубоких идей, многообразие которых является следствием того, что сама Тора оставила вопрос определенных событий «открытым».
В биографии Итро мы видим целый букет таких пробелов. Перечислим некоторые вариативные точки. Первый спор — сказано, что Итро решил присоединиться к евреям (и стать евреем), услышав о событии, произошедшем с ними. Мудрецы предлагают как минимум две версии. Первая — Итро услышал о чуде рассечения моря. Вторая — Итро услышал о нападении на евреев Амалека.
Второй спор, еще более серьезный, — о том, когда Итро пришел к евреям. По одной версии, он присоединился до Дарования Торы и присутствовал с евреями под горой Синай. По второй версии, он пришел уже после Дарования Торы.
Третий спор — остался ли Итро с евреями в дальнейшем. Сказано в Торе, что Итро решил вернуться к своим соплеменникам, а Моше стал уговаривать его остаться с еврейским народом. И Тора прямо не пишет, что решил сделать Итро. Поэтому у нас и здесь есть две версии: или Итро ушел, или он остался с евреями.
Такая у нас в тексте Торы странная ситуация с Итро, и мы постараемся частично понять смысл этих «открытых вариантов».
Если Итро пришел, узнав о рассечении моря, это означает, что он впечатлился самым великим чудом, изменившим законы природы и показавшим Милосердие Творца к своему Избранному народу. История с Амалеком связана с противоположным моментом. Сказано, что евреи усомнились в поддержке Творца, говоря «Есть ли Б-г среди нас?», и Амалек являлся отражением сомнений евреев. И тогда Итро (как «тренер» команды) пришел поддержать самих евреев и укрепить их связь с Вс-вышним.
Интересный «выбор» вариантов происходит во втором случае. Сказано, что все, кто стоял под горой Синай, стали евреями, независимо от их родословной. Поэтому Тора упоминает «эрев рав» — большую группу египтян, которые присоединились к евреям и влились в народ благодаря тому, что они находились с нами во время Синайского Откровения. И если Итро был при этом, значит, он стал самым выдающимся нееврейским соучастником этого величайшего события (лидером эрев рав). Если же Итро пришел позже, то он стал первым гером — неевреем, принявшим Тору в индивидуальном порядке.
И далее — третья «развилка». Если Итро остался с евреями, значит, он полностью вписался в народную историю. Если же он «ушел к своим» — значит, он стал флагманом программы «ор ле-гоим» («Свет для народов»), согласно которой иудаизм — это не только «свет знания для евреев», но сами евреи должны становиться «ретрансляторами» этого света для других народов.
Разные комментаторы — от авторов мидрашей до современных комментаторов — выбирали те или иные версии развития сюжета с участием Итро, чтобы на базе этой ключевой фигуры построить свою модель активной лидерской самореализации. И не случайно именем Итро названа глава, в которой говорится о Даровании Торы.
Тора — это учение для всех уровней, от базового «потребителя» до творческого «преобразователя» мира. И Итро осуществляет высокий уровень своей реализации в мире через приход к евреям и принятие Торы. ( источник)
Добавить комментарий

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...