
Пинхас (
pinchas) написал в
machanaim
pinchas) написал в
machanaim"Политизация Галут-эрев-рав" - не является ли российской болезнью в еврейском мире?
Критикуйте и добавляйте!
----------------------------------------
1. Поиск вражеских агентов вместо исправления самих себя
2. Болезнь "поиска врагов" не обошла и еврейство
3. «Эрев-рав» - его значение и смысл
4. Политизация "эрев-рав"
5. Виленский Гаон и рав Кук
6. Проблемы - внутри нас самих
====== текст ======
1. Поиск вражеских агентов вместо исправления самих себя
Одной из очень важных духовных проблем, распространенных, как мне кажется, среди достаточно широких слоев российского общества, является "поиск вражеских агентов вместо исправления самих себя". Это тенденция сваливать все проблемы на врага - как на внешнего врага, на происки германцев, Антанты, империализма или америкосов, - так и на внутреннего врага, буржуев, кулаков, агентов Запада или евреев. "А вот если бы только не враги - вот как хорошо бы мы жили!". Разумеется, так думает лишь часть российского общества - и даже очень может быть, что это не имманентное свойство русского народа, а информационный инструмент российской власти, чуждой народу,которая веками натравливала народ на поиски врага чтобы легче было народом управлять - мне трудно об этом судить, и кроме того я не знаю, кстати, специфично ли оно только лишь для российской жизни, и сильно ли страдают этим другие страны Европы - но по крайней мере для нас, живших в России, это было очень заметным явлением, и сегодня, по крайней мере в российском информационном пространстве такой подход довольно распространен, и мы все с ним многократно встречались, как раньше в жизни так и сегодня в интернете. (а вот кстати уважаемые англоязычные френды - есть ли такой тренд в современном американском или европейском обществе? я имею в виду вовсе не "нелюбовь к чужакам", присущую всем - а именно идею "нам плохо, потому что чужаки вокруг нас пролезли в наше общество и захватили в нем ключевые позиции")
И понятно, что такая установка – гибельна для социума. Она говорит о том, что в себе ничего менять не надо, исправляться не надо, я весь из себя хороший, а все мои проблемы потому что враги подпортили. А поскольку конструктивной работой я сам достичь успеха не могу - то остается или сокрушаться о всесильи зла, надеятьсь что добрый барин (Бог, царь или герой) придет и рассудит - или собственной рукой идти на бунт, не столько даже беспощадный сколько бессмысленный в отсутствии установки на конструктивное строительство. .
2. Болезнь "поиска врагов" не обошла и еврейство
Я всегда думал, что в еврействе, по счастью, такой установки нет и никогда не было. Скорее, мы всегда были склонны излишне обвинять нас самих в наших неудачах, и думать о том, чего можно исправить - и никогда не переваливать обвинение на "чужих".
(Типичный пример: в средневековье христиане говорили: евреев изгнали и им плохо, потому что ОНИ, евреи, согрешили (в христианской версии - "не приняли Христа"). Евреи говорили: нас изгнали и нам плохо, потому что МЫ согрешили (в еврейской версии - "допустили беспричинную ненависть"). Евреи не переваливали вину на римлян или даже на "плохих других евреев"- они искали проблемы в самих себе. А если проблемы в нас самих, то мы же можем их исправить).
Это классическая установка иудаизма как в религиозном, так и в светском аспекте - и отсюда берется активность, желание переустроить свою собственную жизнь, отсюда же возник и сионизм. И действительно, эта установка доминирует в еврействе. Но оказалось, что болезнь "сваливать на на происки врагов" не обошла еврейство тоже. Я имею в виду концепцию "политизации галут эрев-рав", т.е. политологического толкования этой мистической концепции, которая в этом случае приобретает вид "плохие израильтяне - это не евреи, а эрев-рав". Такой "Поиск вражеских агентов вместо исправления самих себя" - имеет сегодня, к сожалению, существенное распространение в некоторых религиозных, и особенно харедимных кругах.
3. «Эрев-рав» - его значение и смысл
Как известно, понятие эрев-рав берется из Торы, когда к евреям, выходящим из египетского рабства, присоединилась "огромная толпа иноплеменников". Однако этот эрев-рав отнюдь не осуждается в Торе как что-то отрицательное. Эта группа имеет свои сложности, но и свои достоинства.
Действительно, в некоторых ситуациях эрев-раву не хватает выдержки, и он склонен к панике (например, когда Моисей, как казалось народу, не возвращался вовремя с горы - то считается, что именно эрев-рав инициировал создание Тельца). С другой стороны, те проблемы, которые приходят от эрев-рав, - они совсем не бОльшие, чем проблемы со стороны самих евреев. В Торе хватает описаний того, как сам еврейский народ совершал ошибки и грехи, как он побоялся идти в Страну Израиля после послания разведчиков, как он жаловался на проблемы с водой, едой и с прочими вещами. Так что эрев-рав совсем не более проблемные, чем остальная часть еврейства, - просто у него более специфические проблемы. Эрев-рав были привлечены личностью Моисея и величием его религиозной концепции, но у них не хватало национального еврейского аспекта, и процесс их интеграции с остальным еврейским народом занял некоторое время (видимо, он целиком был проведен в ходе 40-летнего хождения по пустыне - по крайней мере к концу хождения по пустыне и тем более завоевания Страны мы не находим упоминаний о нем).
С другой стороны, эрев-рав является абсолютно необходимой частью еврейской жизни - ведь цель еврейского народа вовсе не в том, чтобы самим выйти из рабства и самим жить хорошо, а в том, чтобы продвинуть человечество, и в этом смысле эрев-рав – это некоторое передаточное звено между евреями и остальным человечеством, и они совершенно необходимы для реализации нашей миссии. Если евреи будут изолированной частью мира, то они не смогут поднять человечество, поэтому эрев-рав абсолютно необходим: именно через него осуществляется наша интеграция с мировой культурой и влияние на нее. А без этого вся жизнь еврейского народа просто не имеет смысла.
При этом эрев-рав (как и многие другие вещи в иудаизме) имеет как реальное, простое, физическое измерение - "те, кто присоединился к иудаизму во время Исхода из Египта" - так и мистический аспект. В мистической ирадиции иудаизма эрев-рав это не посторонние люди, "плохие евреи", - но это некоторая проблемная часть в нашей собственной индивидуальной и общенациональной душе, которая иногда мешает правильно продвигаться - но которая совершенно необходима для связи с миром, и она, так же как и физический эрев-рав в истории, должна быть не отделена и не выкинута, а наоборот очищена и правильно интегрирована с остальным. "Борьба/война с эрев-рав" - это не война с другими, посторонними людьми, но это война с неправильными устремлениями в собственной душе. Соответственно, "галут эрев-рав" - это власть неправильных элементов нашей собственной индивидуальной и национальной души над более правильными.
Конечно, этот мистически-психологический галут тоже должен быть преодолен - но он преодолеваетсялишь внутренней работой в нашей собственной душе.
4. Политизация "эрев-рав"
Однако в сегодняшнем мире в некоторых харедимных кругах и вокруг них понятие эрев-рав приобрело другой смысл. На основании сиюминутно-политического толкования некоторых сложных высказываний Виленского Гаона и Зоhара было создано представление, что эрев-рав – это "не настоящие евреи", которых, оказывается, очень легко отличить от "настоящих": все, кто ведут себя плохо - они как бы "не-настоящие евреи". Разумеется, с точки зрения галахической это самые обычные евреи, и даже с полностью с еврейским происхождением. Но у некоторых возникла идея на основании критерия "эрев рав это все, кто не любит религиозных", - создать новое "квази-этническое" разделение в народе. Вот пример подобных рассуждений (цитаты приведены из пересказа Ш.Вольфманом основных моментов книги Биньямина Накара "И отберутся, и отбелятся", http://jerusalem-temple-today.com/maamar
----------------------- начало серии цитат ---------------------------------------
- На обложке под изображением Третьего Храма написано: «Объяснение событий, происходящих с еврейским народом в последнее время».
- При виде совершенно необъяснимого уничтожения Гуш Катиф и зверского погрома, устроенного в Амоне, у меня, как и у многих, возникает вопрос: как может быть такое? Как евреи могут с такой радостью разрушать еврейские дома и с таким удовольствием избивать еврейских детей? Я обратился к нашим святым книгам, чтобы там найти ответы на эти мучившие меня вопросы. И нашел. Оказывается, ответы лежат на поверхности. Они записаны Моисеем в Торе, получены пророками в их видениях. Во множестве их можно найти, прямым текстом, в Талмуде.
- Да, и будущее тоже нам известно. И даже во всех подробностях. Хотя получать конкретную информацию могут только избранные. Но общий процесс может понять каждый из нас, интересующийся этой темой.
- Народ Израиля – прекрасный народ, нет в нем греха, а те недостатки, которые мы видим, происходят из-за того, что среди нас затесались сыны хаоса.
- Оказывается, даже «чистокровные» евреи, рожденных от отца-еврея и матери-еврейки, разделяются на две группы: собственно, Бней Исраэль («сыны Исраэля») и «эрев-рав» («большая орава»).
- Слово «галут» означает «изгнание». Но не только. Можно жить в своей стране, иметь гражданство, говорить на родном языке, но оставаться бесправным вассалом, которого беззастенчиво использует его господин, не оставляющий ни капли самостоятельности ничтожному рабу. Это и есть «галут эрев-рав».
- Итак, вот они, наши антигерои, души которых от змея-искусителя, буйные поросли из мира хаоса:
..............* это те, которые презирают изучающих Тору.
..............* это судейский аппарат, главы правительства и полицейская машина.
..............* это плохие полицейские.
- У эрев-рав есть сила, деньги и мощный карательный аппарат. Но наша сила в том, что мы правы, а они – лжецы и фальсификаторы. Эрев-рав нам не братья. Наоборот. Мы должны произвести с ними размежевание – размежевание полное и окончательное, без всяких сантиментов. Все, что связано с властью, должно находиться по одну сторону разделительного забора, а все, что относится к Торе, на противоположной стороне.
- Даже и религиозные партии тоже являются «эрев-рав». Они способствуют созданию палестинской автономии и вооружают наших врагов. Они еще опаснее открытых «эрев-рав», так как они похожи на евреев, а на самом деле книга «Зоhар» называет их «еврейскими чертями».
- Чем сильнее давят на нас наши заклятые враги, тем больше они приближают свой конец и наше избавление. Посмотрите, как они ведут себя в своих судилищах: они как с цепи сорвались и не понимают, что наше избавление и утешение уже близки.
- Почему об этом почти никто не говорит? - потому что все средства коммуникации в их руках. Им совершенно не надо, чтобы люди знали, что родина-мать – не мать, и даже не мачеха, а Баба-Яга.
- Нам нужно очиститься от грязи, размежеваться с нечистью. Только потом пойдет процесс единения народа. И он пойдет быстро и, я надеюсь, безболезненно, потому что мелкие бесы, типа ашкеназских и сефардских религиозных партий, не будут перебегать нам дорогу.
- Разрушение Гуш Катифа является знаком, что надо размежеваться с государством.
- Происходит отбор между праведными людьми и злодеями. Об этом говорит название книги. Происходит окончательное размежевание между добром и злом.
--- конец серии цитат ---
Должен сказать, что когда я вижу утверждение "ответы лежат на поверхности. Они записаны Моисеем в Торе, получены пророками в их видениях. Во множестве их можно найти, прямым текстом, в Талмуде....Да, и будущее тоже нам известно, и даже во всех подробностях" - то, мне кажется, неадекватность подобного подхода ясна сразу. Но проблема в том, что такой подход находит сторонников - а это уже свидетельствует о проблеме общества.
Должен сказать, что когда я вижу утверждение "ответы лежат на поверхности. Они записаны Моисеем в Торе, получены пророками в их видениях. Во множестве их можно найти, прямым текстом, в Талмуде....Да, и будущее тоже нам известно, и даже во всех подробностях" - то, мне кажется, неадекватность подобного подхода ясна сразу. Но проблема в том, что такой подход находит сторонников - а это уже свидетельствует о проблеме общества.
Попытка переноса мистических категорий в контекст сиюминутного политического конфликта - причем сделанная не для нахождения путей исправления себя, а ндля выискивания врагов -оказывается совершенно губительной. Все проблемы, которые есть в Стране Израиля, теперь навешиваются на внутреннего врага, на "ненастоящих евреев эрев-рав": «Ах, многие израильские политики плохо относятся к харедим? Но это не проблема харедим, просто эти политики – ненастоящие евреи, это эрев-рав.. Ах, многие израильские евреи антирелигиозны? Это вообще не проблема религии, это не проблема религиозных, просто эти люди - ненастоящие евреи, вот они против нас и борются. Есть те, кто выступает за разрушение поселений? - это вообще не вопрос, они очевидно не евреи а эрев-рав».
Эта линия ведет к тому, что "мы сами, религиозные (и особенно харедим в данной концепции), - мы сами хорошие, ведем себя правильно, ошибок у нас никаких нет. Все, чего мы придерживаемся, это и есть правильная линия. А то, что народ нас не понимает, что часть израильского общества от нас отошла, что нас не все любят – так это не потому, что значительная часть нашей группы получает пособия и не работает, и это не потому, что многие из нас демонстративно не идеут в армию, когда остальные воюют и рискуют жизнью, и это не потому, что мы в большой степени навязываем остальным израильтянам наши религиозные представления. А просто потому, что наши враги – это не настоящие евреи, это эрев-рав. Они завладели Страной, они владеют СМИ, они промывают всем мозги, они просто настраивают против нас общество - а мы не виноваты".
Эта линия ведет к тому, что "мы сами, религиозные (и особенно харедим в данной концепции), - мы сами хорошие, ведем себя правильно, ошибок у нас никаких нет. Все, чего мы придерживаемся, это и есть правильная линия. А то, что народ нас не понимает, что часть израильского общества от нас отошла, что нас не все любят – так это не потому, что значительная часть нашей группы получает пособия и не работает, и это не потому, что многие из нас демонстративно не идеут в армию, когда остальные воюют и рискуют жизнью, и это не потому, что мы в большой степени навязываем остальным израильтянам наши религиозные представления. А просто потому, что наши враги – это не настоящие евреи, это эрев-рав. Они завладели Страной, они владеют СМИ, они промывают всем мозги, они просто настраивают против нас общество - а мы не виноваты".
Ну и вся прочая дребедень ровно в духе тех сегодняшних российских маргтнальных СМИ, которые считают, что "все проблемы оттого, что Россией завладели евреи . Русский Горбачев развалил СССР? - наверное, он скрытый еврей. Ну а Ельцин точно скрытый еврей - его настоящая фамилия Эльнцин. И вообще в Кремле засели жиды" - вот точная российская зеркальная аналогия "рабства под пятой чуждых эрев рав". И дело здесь совсем не в антисемитизме в России, в других европейских странах в народе этого антисемитизма не меньше - а в стремлении свалить проблемы на наличие внутренних врагов, которые только и мешают достичь светлого будущего. Еврейские выискиватели зрев-рав, посмотритесь в российское зеркало - может быть, это вас немного отрезвит.
5. Виленский Гаон и рав Кук
Попытки буквального современно-политического толкования Зоhара - это всегда профанация. Например, автор статьи/книги пишет "религиозные партии тоже являются «эрев-рав». Они способствуют созданию палестинской автономии и вооружают наших врагов. Они еще опаснее открытых «эрев-рав», так как они похожи на евреев, а на самом деле книга «Зоhар» называет их «еврейскими чертями»" - интересно, это прямо Зоhар так называет религиозные партии, или это интерпретация Зоhара автором статьи? А если кто-то другой решит, что "еврейские черти" - это совсем не религиозные политические партии, а как раз авторы подобных статей? Думаю, для такого толкования тоже будут аргументы.
Виленский Гаон, в отрывке на который постоянно ссылаются сторонники "политического толкования галут эрев рав", пишет (Эвен Шлема 11:6): «Так же как в хлебных злаках есть три вида отходов: мякина, солома и отруби, так же и относительно Израиля, который уподоблен злакам, существуют три вида отходов: Ишмаэль, Эсав и эрев-рав. И, соответственно, Аврааму и Ицхаку, из которых вышли Ишмаэль и Эсав, придут два Машиаха — Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид, и они очистят Израиль от мякины и соломы. Но при этом все еще полного очищения не будет, пока не очистят от эрев-рав, которые соответствуют отрубям, очень сильно соединёнными с пшеничным зерном. Они (эрев рав) - отходы соответствующие Яакову (и они соответствуют уклонению от занятий Торой и сбрасыванию с себя ига Небесного царства). Они очень прикреплены к Израилю, и евреи перенимают их поведение. Они богаты и горды, и о них сказали мудрецы (Сангедрин 98): «Сын Давида не придёт пока не исчезнут грубые в Израиле». И подобно тому, как невозможно отделить отруби от пшеницы, если не перемолоть её, так же и отделить эрев рав от Израиля могут только тяготы изгнания» (http://toldot.ru/tora/articles/articles_ 394.html,http://hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=1 4216&st=&pgnum=100&hilite=)
Мы видим здесь три разных взгляда на эпоху, когда происходит "очищение от эрев рав":
1. Отделение от эрев-рав происходит в процессе перемола народа в тяготах изгнания.
2. Сначала "придут два Машиаха — Машиах бен-Йосеф и Машиах бен-Давид, и они очистят Израиль от мякины и соломы. Но при этом все еще полного очищения не будет, пока не очистят от эрев-рав" - т.е. эрев-рав приходит ПОСЛЕ Машиаха бен-Давида!
3. И при этом тут же сказано «Сын Давида не придёт пока не исчезнут грубые в Израиле» - т.е. очищение произойдет до Машиаха бен-Давида
Мы видим здесь три разных взгляда на эпоху, когда происходит "очищение от эрев рав":
1. Отделение от эрев-рав происходит в процессе перемола народа в тяготах изгнания.
2. Сначала "придут два Машиаха — Машиах бен-Йосеф и Машиах бен-Давид, и они очистят Израиль от мякины и соломы. Но при этом все еще полного очищения не будет, пока не очистят от эрев-рав" - т.е. эрев-рав приходит ПОСЛЕ Машиаха бен-Давида!
3. И при этом тут же сказано «Сын Давида не придёт пока не исчезнут грубые в Израиле» - т.е. очищение произойдет до Машиаха бен-Давида
Три эти взгляда противоречат один другому. Само по себе внешнее противоречие внутри отрывка нормально для каббалистической литературы, оно требует внутреннего углубления в текст - но оно же ПОЛНОСТЬЮ БЛОКИРУЕТ возможность сиюминутно-политического применения слов Виленского Гаона.к ситуации в Израиле
Ну а что касается рава Кука - то он-то как раз позитивно воспринимал "души из мира Хаоса", в полную противоположность тому, что написано об этом в книге/статье.
Ну а что касается рава Кука - то он-то как раз позитивно воспринимал "души из мира Хаоса", в полную противоположность тому, что написано об этом в книге/статье.
6. Проблемы - внутри нас самих
Таким образом, установка на "политизацию галут зрев-рав" имеет две проблемы:
Таким образом, установка на "политизацию галут зрев-рав" имеет две проблемы:
Во-первых, она совсем не является частью еврейской традицией. Это новоделом, для обоснования которого цитаты из великих раввинов прошлого подтасовываются ибозосновательно проецируются на современность. (Не говоря уже о том, что при этом заодно перевирается действительное положение дел в Стране, отдельные крайние случаи представляются читателю как якобы "главный тренд системы").
Во-вторых – такая позиция губительна для религиозного сознания и религиозной жизни. Социум, который вместо исправления себя относит проблемы на счет "происков врагов" - сам будет деградировать, и будет неспособен исправить действительно существующие проблемы жизни и стране.
Предлагаемая идеологами этого подхода концепция "государственной власти в Израиле как эрев-рав" - является по сути нео-Нетурей-Картой, пытающеемся представить "Государство Израиль в качестве врага настоящих евреев". НК уже деградировали в этом подходе до братания с Ахмадинеджадом - и сторонникам "полититизации эрев-рав" стоило бы задуматься, куда ведет провозглашаемая ими идеология - цитирую: "Все, что связано с властью, должно находиться по одну сторону разделительного забора, а все, что относится к Торе, на противоположной стороне".
И уж тем более неадекватен подход "изучить священные книги, в которых все написано, и на этом вынести осуждающий приговор неправильной современной реальности".
Понятие "галут эрев-рав" действительно есть в еврейской традиции, но его идея - исправление проблем внутри нас самих, внутри народа в целом и внутри каждого из нас. Я бы даже сказал, что если кто-то нацеливается на поиск врага в "плохих ненастоящих евреях" - то это может быть признаком того, что в его собственной душе внутренний эрев-рав столь силен, что он одерживает победу над его собственным внутренним евреем.
======================================== ===
В завершение - несколько рабумных замечаний, про которые я пока обдумываю как их правильно интегрировать с текстом - и буду благодарен за ваши мнения на эту тему
1.>> Мне кажется, что политизация "эрев рав" связана не с русским влиянием, а с трудностью следования этическому монотеизму, который призывает воспринимать жизнь как диалог с Богом и вызов, который Он бросает мне.Гораздо легче всё сваливать на "плохих". Это главная тема значительной части Танаха. В современной харедимной идеологии этого много. Так что я бы вычеркнул всё русское влияние и заменил бы его объяснением этического монотеизма.
2.>> Относительно этого : "информационный инструмент российской власти, чуждой народу, которая веками натравливала народ на поиски врага чтобы легче было народом управлять" - тут я бы тоже была осторожнее с формулировками. Мне вообще кажется, что вот это "натравливание" массовое - имело место быть, конечно, но значимым фактором стало уже с началом эпохи массового общества, через прессу, с к. XIX в., короче говоря. Опять же сразу целый комплекс проблем всплывает - когда власть была более чуждой, когда менее))) почему она именно такая сложилась, кто и зачем, в каком контексте, инициировал очередную волну "нелюбви" к чужим. Если взять например раздувание еврейского вопроса в правой прессе начала ХХ века - это одна картина (и отдельно стоит вопрос о том, насколько можно ставить знак равенства между правыми и властью), а если брать раскулачивание и отношение к этому бедняцких (а им власть тоже чуждая?))) и середняцких слоев деревни - то совсем другая. И это мы еще вообще не затрагивали проблему церкви, как в рамках религиозного мировоззрения решался вопрос "чужих" и какие это имело практические последствия. В общем, имхо, лучше не мешать все в кучу, я сделала бы акцент на том, как в комментах писали, что стремление винить условного "чужого" в своих бедах - свойственно многим народам, и на этом также очень часто играют различные политические силы, в том числе и власти, манипулируя общественными настроениями в своих целях. А с обобщениями "веками" и "чуждая народу" была бы осторожнее.
3. >> Согласна с остальными, не привязывай сюда русских, Поиск внешнего дурного влияния есть общечеловеческая черта. Каждая нация обвиняет в своих бедах тлетворный запад, воинственный восток, мировую закулису, соседа-захватчика, а все они вместе обвиняют евреев. Евреи же обвиняют себя, но не себя-себя, а другого еврея (левых, ультра-левых, поселенцев, ультра-правых, религиозных...). Видимо, тот, кого обвиняют больше всех, и обладает самым большим влиянием. Очевидно, что больше всех обвиняют поселенцев, значит они и есть самая грозная сила. ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ПОСЕЛЕНИЯ ЗА ЗЕЛЕНОЙ ЧЕРТОЙ. :) Короче, ты тут хочешь доказать что спекулирование на эрев рав является еврейским вариантом отказа от ответственности, и, следовательно, не еврейская по сути.
========================================
В завершение - несколько рабумных замечаний, про которые я пока обдумываю как их правильно интегрировать с текстом - и буду благодарен за ваши мнения на эту тему
1.>> Мне кажется, что политизация "эрев рав" связана не с русским влиянием, а с трудностью следования этическому монотеизму, который призывает воспринимать жизнь как диалог с Богом и вызов, который Он бросает мне.Гораздо легче всё сваливать на "плохих". Это главная тема значительной части Танаха. В современной харедимной идеологии этого много. Так что я бы вычеркнул всё русское влияние и заменил бы его объяснением этического монотеизма.
2.>> Относительно этого : "информационный инструмент российской власти, чуждой народу, которая веками натравливала народ на поиски врага чтобы легче было народом управлять" - тут я бы тоже была осторожнее с формулировками. Мне вообще кажется, что вот это "натравливание" массовое - имело место быть, конечно, но значимым фактором стало уже с началом эпохи массового общества, через прессу, с к. XIX в., короче говоря. Опять же сразу целый комплекс проблем всплывает - когда власть была более чуждой, когда менее))) почему она именно такая сложилась, кто и зачем, в каком контексте, инициировал очередную волну "нелюбви" к чужим. Если взять например раздувание еврейского вопроса в правой прессе начала ХХ века - это одна картина (и отдельно стоит вопрос о том, насколько можно ставить знак равенства между правыми и властью), а если брать раскулачивание и отношение к этому бедняцких (а им власть тоже чуждая?))) и середняцких слоев деревни - то совсем другая. И это мы еще вообще не затрагивали проблему церкви, как в рамках религиозного мировоззрения решался вопрос "чужих" и какие это имело практические последствия. В общем, имхо, лучше не мешать все в кучу, я сделала бы акцент на том, как в комментах писали, что стремление винить условного "чужого" в своих бедах - свойственно многим народам, и на этом также очень часто играют различные политические силы, в том числе и власти, манипулируя общественными настроениями в своих целях. А с обобщениями "веками" и "чуждая народу" была бы осторожнее.
3. >> Согласна с остальными, не привязывай сюда русских, Поиск внешнего дурного влияния есть общечеловеческая черта. Каждая нация обвиняет в своих бедах тлетворный запад, воинственный восток, мировую закулису, соседа-захватчика, а все они вместе обвиняют евреев. Евреи же обвиняют себя, но не себя-себя, а другого еврея (левых, ультра-левых, поселенцев, ультра-правых, религиозных...). Видимо, тот, кого обвиняют больше всех, и обладает самым большим влиянием. Очевидно, что больше всех обвиняют поселенцев, значит они и есть самая грозная сила. ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ПОСЕЛЕНИЯ ЗА ЗЕЛЕНОЙ ЧЕРТОЙ. :) Короче, ты тут хочешь доказать что спекулирование на эрев рав является еврейским вариантом отказа от ответственности, и, следовательно, не еврейская по сути.

Комментариев нет:
Отправить комментарий