Статус несовершеннолетнего в имущественных законах – подчеркивает врожденное качество ребенка, которое Всевышний заложил в его природу: эгоцентризм. Ребенок видит себя центром Вселенной, а всё вокруг – принадлежащим ему. Он приходит в магазин, а там – всё сплошь его! И только знание о том, что эти странные взрослые против того, чтобы он спокойно пользовался всем вокруг, удерживает ребенка от применения на деле своего вот такого видения мира.
Талмудическое правило таково, что все сделки, совершенные ребенком или с его участием, не имеют
юридической силы. Ребенок продал вам что-то? предмет остался во владении его папы. Вы продали что-то ребенку, - вещь осталась вашей! Несовершеннолетний не способен принимать участие в том, что, с его точки зрения, - абсурдно. Ведь всё принадлежит лишь ему. (Понятно, что сегодня детей воспитывают так, что они намного раньше начинают понимать, что в этом мире живут по иным правилам. Но в этом вопросе Закон не гибок: по Торе возраст взросления для девочек - двенадцать, а для мальчиков – тринадцать лет, вне зависимости от эпохи и воспитания). Таким образом, покупка молока, совершенная ребенком по просьбе родителей, с точки зрения Торы недействительна, молоко по-прежнему остаётся собственностью хозяина магазина. И если ребенок, не донеся бутылку молока до дома, разобьет ее по пути, то считается, что бутылка разбилась во владении хозяина магазина. А не у родителей несовершеннолетнего. Такова буква Закона Торы. Однако наши мудрецы увидели, что подобная практика серьезно ударяет по бизнесу содержателей продуктовых лавок и т.п. Именно для такого рода случаев наши мудрецы сделали специальную поправку к закону Торы - «таканот а-шук». Иными словами, постановили, что покупка несовершеннолетнего будет считаться действительной, несмотря на то, что соответствующего механизма для ее свершения в Торе не предусмотрено! И поэтому все проблемы с разлитым молоком за пределами магазина ложатся на родителей.
Еще один закон, касающийся несовершеннолетних, гласит: "Ребенок, его вред - фатален". То есть, невосполним. Например: если ребенок разбил у соседей стекло, - то, в соответствии с законами возмещения ущерба, и он не обязан платить - и родители не обязаны. (Правда среди мудрецов существует одно мнение, что родителям СТОИТ заплатить, так как ребенок, подрастя, будет обязан заплатить за хулиганства детства, но, заметим, это лишь совет). В том случае, когда неоплаченный ущерб может вызвать скандал, многие мудрецы советуют родителям возместить ущерб, чтобы не разрушать мир еврейской общины.
Законы большинства стран требуют от родителей возмещать ущерб, причиненный их чадом, поэтому и в нашем случае, на деле, за стекло, скорее всего, придется раскошелиться. Но всё же следует учесть, что существует юридическая разница между обязанностью погасить ущерб по Торе и обязанностью платить за ущерб, в соответствии с правилом уважения законов государства проживания. Поэтому порой могут возникать различные нюансы в конечном вердикте раввина при подобных ситуациях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий