Меир Брук shared Betsalel Arieli's сообщение.
29 мин. ·

Несколько слов на тему астрологии & Торы
Очень часто, когда я говорил кому-либо, что занимаюсь астрологией, меня с удивлением спрашивали: «А разве иудаизм не запрещает это?!» Еще чаще, затрагивая эту тему в разговоре с религиозными евреями, приходилось слышать, что на Израиль звезды не влияют (Эйн мазаль ле-Исраэль). Впрочем, когда такому «антиастрологически» убежденному субъекту начинаешь рассказывать что-то о нем самом на основе его гороскопа, у него сразу появляется блеск в глазах, и он хочет слушать
дальше и дальше. Израильтяне как раз в этом отношении особенно жаждут о себе узнать – их можно буквально «купить с потрохами» за несколько более-менее точных фраз на тему их характера и личных качеств.
Но в данной статье я хочу предложить интересующимся дополнительную информацию к размышлению о Торе и астрологии. (в продолжении под словом «звезды» я в основном буду иметь в виду планеты [а «планеты» в астрологии включают также Солнце и Луну], поскольку в основном учитывается именно их влияние; в древности — как в Израиле, так и у других народов – планеты тоже назывались «звездами», только в отличие от статичных звезд, их называли «блуждающими»).
Уже в самом начале Тора говорит, что светила были созданы для «знамений, времен, дней и лет» (Берешит 1:14). Под этими «знамениями», согласно комментаторам, подразумевается то, что светила предвещают грядущие события. Таким образом, первое назначение светил согласно замыслу Бога – показывать людям то, что ждет их в будущем.
Другой вопрос в том, как относиться к ним и как вести себя на основе таких предзнаменований. У пророка Ирмии (гл. 10) говорится: «Знамений небесных не страшитесь...» Это одно из оснований для столь широко известного высказывания мудрецов Талмуда о том, что Израиль неподвластен влиянию звезд. Но стоит нам изучить это место в Талмуде (Шаббат 156 а), как сразу же станет ясно, что речь вовсе не идет о полной неуязвимости перед планетными влияниями.
Раши там, комментируя слова «Эйн мазаль ле-Исраэль», пишет следующее: «Ибо благодаря молитве и заслугам судьба (мазаль) меняется к лучшему». Тосафот приводят другое высказывание в Талмуде (Моэд Катан 28 а): «Дети, жизнь и пропитание зависят от не заслуг, а от мазаля» (т. е. от влияний звезд). В итоге они делают вывод: «Все-таки благодаря большим заслугам мазаль меняется, но иногда и не меняется (несмотря ни на что)». Согласитесь, прогноз не очень обнадеживающий для тех, кто с такой наивной уверенностью полагает, будто живет за пределами влияния планет. Не каждый может похвастаться тем, что обладает «большими заслугами», но даже если и может – это ничего ему не гарантирует!
Обратите также внимание на то, что молитва, заслуги и т. д. не выводят человека полностью из сферы влияния планет, но лишь «меняют мазаль». Иными словами, они становятся одной из переменных в общей формуле, которая включает также и планетные влияния, и по которой вычисляется судьба человека.
Теперь предположим, что нам уже ясно, что планеты влияют на нашу жизнь, и что практически никто не свободен от этого влияния. Зададим другой вопрос: стоит ли обращать внимание на это влияние? Стоит ли заглядывать в будущее и определять наступающие события?
Ответ на этот вопрос, если искать его в Торе, окажется довольно неоднозначным. В трактате Шаббат (75 а) есть следующие высказывания:
«О каждом, кто умеет вычислять периоды и знаки Зодиака, и не вычисляет, Писание говорит: "На действия Бога не смотрят, произведение рук Его не видят". Сказал рав Шмуэль бар Нахмани, сказал раби Йоханан: Откуда известно, что человеку заповедано вычислять периоды и знаки Зодиака ? Как сказано: "Храните их и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разумение ваше в глазах народов"».
Выражение «вычислять периоды и знаки Зодиака» выглядит довольно загадочным. Здесь снова используется слово «мазалот», которое я в этот раз перевел буквально – «знаки Зодиака». Но, учитывая его многозначность, можно было бы перевести его и как «судьбы». Итак, в чем же, согласно Талмуду, состоит эта заповедь?
Раши на том же листе объясняет, почему это «мудрость в глазах народов» и пишет следующее: «Это мудрость, которую можно проверить, так как он показывает им доказательство своих слов. Солнце и знаки Зодиака свидетельствуют о его правоте. Он говорит, что этот год будет дождливым, и так и происходит. Говорит, что год будет засушливым, и так и происходит. Ведь все времена зависят от движения Солнца по знакам Зодиака... от мазаля зависит все...»
После такого комментария исчезают всякие сомнения, что Талмуд говорит здесь об астрологическом предсказании. Особенно важно отметить, что такие предсказания считаются не только разрешенными с точки зрения закона Торы, но и представляют собой отдельную заповедь. Цитата из Торы, на которую опирается раби Йоханан, взята из книги Дварим (4:5-6): «Смотри, я обучил вас законам и правилам, как заповедал мне Бог Всесильный, чтобы делать это в стране, в которую вы входите, чтобы унаследовать ее. Храните их и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разумение ваше в глазах народов, которые услышат все эти законы и скажут: какой мудрый и разумный народ!..»
Казалось бы, всякий, кто прочтет этот отрывок, особенно в контексте всего, о чем говорилось в Торе ранее, тотчас решит, что речь идет о религиозных законах, регламентирующих жизнь и поведение народа Израиля. Тем не менее, Талмуд открывает нам, что это также и законы вычисления движения Солнца, знаков Зодиака, предсказания будущего. Можно ли отсюда сделать вывод, что Моше обучал этим знаниям тоже? Возможно, сами эти астрологические законы относятся к устной Торе, полученной на Синае?
Я оставляю эти последние выводы со знаком вопроса – каждый сам вправе сформулировать свою точку зрения.
Впрочем, есть также ряд высказываний Талмуда и более поздних еврейских учителей, из которых следует, что на астрологические предсказания накладывается запрет. В другой статье попробуем внести ясность в эту тему.

Комментариев нет:
Отправить комментарий