
Среди еврейских учителей, заслуживших себя прочное место в традиции, большинство, или даже почти все, так или иначе признавали реальность влияния звезд на судьбы людей и, следовательно, истинность астрологии как науки. Многие пишут на эту тему как бы мимоходом, когда комментируют те места в Торе, которые прямо связаны с астрологией, или разбирают с религиозной точки зрения допустимость занятия ею.
Среди ярых противников астрологии можно в первую очередь назвать Рамбама (рав Моше бен Маймон, 12-й век). Он, как и все «рационалисты» того времени, последователи Аристотеля в
том, что касается философского взгляда на мир, признавал, что движение небесных тел влияет на общие природные процессы – создает различные сочетания четырех элементов, из которых состоит вся природа в «подлунном» мире. Однако, во всем, что касается влияния планет на судьбу и события в жизни индивидуума, Рамбам категорически отвергал саму идею подобного рода.
Впрочем, он со своим мнением остался почти в полном одиночестве. Его авторитет в алахе убедил еще некоторых цитировать его и принимать его точку зрения, но в основном все еврейские мудрецы признавали за астрологией истинность.
Важно отметить, что астрология, хотя и изучалась на протяжении веков религиозными учителями, сама всегда оставалась «надрелигиозным» знанием. К примеру, в 17-м веке английский астролог Уильям Лилли написал книгу под названием «Христианская астрология». Однако, если вы загляните в нее, то обнаружите, что кроме небольшого нравоучительного предисловия, в ней нет абсолютно ничего специфически христианского. То же самое можно сказать и о еврейской или мусульманской астрологии – суть ее везде одинакова, как и основные правила и элементы, которыми она оперирует. Религиозный элемент может быть связан только с личным мнением авторов по вопросу о том, как и кому позволительно пользоваться этими знаниями.
В этой связи неудивительно, что те из еврейских мудрецов, которые углубились в изучение астрологии и в познание сокровенных законов мироздания вообще, обычно демонстрировали большую открытость и мыслили широкими, универсальными категориями. Они признавали мнения и авторитет мудрецов всех времен и народов, что крайне нехарактерно для чисто религиозного еврейского менталитета.
Самым ярким представителем астрологии среди знатоков Торы следует, пожалуй, считать рава Авраама Ибн Эзру. Он написал около пяти книг по этой теме, разобрав все ее разделы и составляющие. В своих работах он охватывает как хорарную астрологию, позволяющую отвечать на вопросы по гороскопу, построенному на момент, когда они были заданы, так и более общую предсказательную астрологию – как индивидуальную, так и мировую (т. н. мунданную). В книге «Начало мудрости» (Решит Хохма, которая несколько лет назад была издана на русском) он начинает с самых базовых элементов и шаг за шагом излагает весь материал, знакомя читателя по очереди с каждым знаком, планетой, аспектом и т. д. С одной стороны, владеющий знанием Торы и еврейской традиции, а с другой – изучивший книги своих греческих и арабских коллег (которых он постоянно цитирует), Авраам Ибн Эзра очень сильно поднял авторитет этой науки в Европе в целом. Многие европейские астрологи следующих поколений ссылаются на Ибн Эзру и пользуются его методами. Система домов гороскопа, приписываемая Региомонтану, как стало известно позже, на самом деле была разработана Ибн Эзрой, что в наше время уже никто не отрицает. Современные ученые, признавая заслуги Ибн Эзры в астрономии и математики, назвали его именем один из лунных кратеров – Абенезра.
Впрочем, к сожалению, нельзя сказать, что среди евреев астрология всегда процветала. Несмотря на интерес к ней наиболее выдающихся умов в разных поколениях, среднестатистические еврейские «мудрецы» совершенно не разбирались в ней. Рав Шабтай Доноло (10-й век) рассказывает в предисловии к своему комментарию к Сефер Ецира о том, в каком печальном состоянии он оказался, стараясь овладеть астрологическими познаниями, и как ему в итоге удалось это сделать. Он начинает свой рассказ с того, как его родной город был захвачен исламскими войсками, и как его родные были изгнаны в другие страны, а он остался один. Постепенно, изучая науки своего времени, он понял, выражаясь словами Коэлета, что «преимущество мудрости перед глупостью – как преимущество света перед тьмой». С этого времени он целенаправленно стал искать знаний. Следующий отрывок из его книги я решил привести в русском переводе для всех, кто интересуется темой.
«Поэтому я упорно трудился, чтобы научиться и освоить медицинскую науку и науку звезд и знаков Зодиака. Я переписал себе книги древних мудрецов Израиля, но не нашел ни одного еврейского мудреца в этих странах, который понимал бы их. Некоторые из них говорили о книгах по астрологии, написанных евреями, что в них нет ничего истинного. Но так они говорили, поскольку сами не понимали их. Еще говорили, что астрологические книги – среди других народов, и что написанное в них расходится с учением Израиля.
Поэтому я решил в сердце своем исследовать и искать мудрость греков и ишмаэлитов (арабов), а также вавилонян и индусов. И я не успокоился, пока не переписал себе ученые книги греков и македонцев на их языке и с их объяснениями, как и вавилонские и индийские книги. Я изучил их и обнаружил согласными во всем, что касается астрологии, с еврейскими книгами. Учение, излагаемое во всех их, было одинаковым и верным. Я также понял по книгам, что все учение о звездах и знаках Зодиака основано на Барайте Шмуэля, с которой и книги других народов согласуются. Однако, Шмуэль изложил свою книгу в очень сжатой и неясной форме.
Переписав эти книги, я стал ездить по старнам, чтобы найти мудрецов других народов, знающих астрологию, и обучаться у них. Мне удалось встретить одного или двух. Но потом я нашел одного вавилонского мудреца по имени Багдас (בגדש). Он разбирался в учении о звездах очень хорошо и умел делать рассчеты и по-настоящему понимать, чтобы было и что будет... Вся его наука согласовывалась с Барайтой Шмуэля и со всеми еврейскими, греческими и македонскими книгами, но его наука была более открытой и общедоступной.
После того, как я стал свидетелем многих опытов этого человека, когда в силу рассчетов планет, лунных узлов и знаков Зодиака он говорил о событиях, которые уже произошли и произойдут в будущем, я убедил его, дав много денег и щедрые подарки, обучить меня традиции астрологии и рассчетам. И он научил меня различать на небе двенадцать знаков Зодиака и пять планет, объяснил, что такое восходящий знак (асцендент), знак бездны (IC), заходящий знак (десцендент) и знак вершины (MC) [здесь в скобках я добавляю принятые сегодня в астрологии обозначения этих точек для тех, кто немного разбирается в теме]. Он обучил меня тому, как нужно наблюдать за планетами, узнавать благотворные и злотворные планеты и знаки... находить знак и планету данного часа и понимать ответ на любой вопрос».
Рав Шабтай Доноло – личность не самая известная. Однако, его современники и учителя последующих поколений признавали его авторитет. К примеру, Раши упоминает его в комментарии к трактату Эрувин (лист 56).

Комментариев нет:
Отправить комментарий