
Тора и астрология (продолжение. см. начало
https://www.facebook.com/betsalel.arieli/posts/10202337818521845 )
https://www.facebook.com/betsalel.arieli/posts/10202337818521845 )
Как свидетельствует традиция, первым еврейским астрологом в истории был Авраам (его с трудом можно назвать «еврейским», поскольку по сути он был шумерцем, но я называю его так вслед за Торой, которая применяет к нему термин «иври» [עברי], см. Берешит 14:13).
На сегодняшний день историки скажут вам, что именно в древней Месопотамии берет начало астрология. Там она зародилась и развивалась гораздо раньше, чем она появилась у греков или египтян, не говоря уже о других европейских народах. Та ранняя астрология не была такой точной и математической, как средневековая и современная. Скорее, это была форма религии и понимания жизни богов. Чтобы дать более полное представление о ней, процитирую из книги М. Бэйджента «Мировая астрология» (гл. 1):
На сегодняшний день историки скажут вам, что именно в древней Месопотамии берет начало астрология. Там она зародилась и развивалась гораздо раньше, чем она появилась у греков или египтян, не говоря уже о других европейских народах. Та ранняя астрология не была такой точной и математической, как средневековая и современная. Скорее, это была форма религии и понимания жизни богов. Чтобы дать более полное представление о ней, процитирую из книги М. Бэйджента «Мировая астрология» (гл. 1):
«Астрология, какой мы унаследовали ее на Западе, первоначально возникла из мифологии древней Месопотамии. Из городов этой когда-то великой империи, ныне похороненных под иракскими песками, пришли зачатки нашей современной науки. Их древнюю астрологию вряд ли можно было отделить от господствовавшей мифологии. Характеры богов были характерами планет. Действия этих богов, о которых говорилось в великих эпических поэмах, ложились в основу примет, которые выводились из планетарных движений. Кажется, первоначально планеты считались самими богами, а не представителями богов, поскольку многие предзнаменования выводились удивительно буквально. Месопотамские астрологи видели в соединении двух планет борьбу двух богов за одно и то же место на небесах. Конфликт в небесах предвещал конфликт на земле, так как они верили, что все случающееся наверху, точно отражается внизу. Астрология была, в некотором роде, способом включения мифологии в каждодневную практическую жизнь».
Исторических фактов об этой древней астрологии Ближнего Востока довольно мало, так как корни ее теряются к тех эпохах, о которых не осталось письменных свидетельств. Тем не менее можно приблизительно сказать, в какое время эти знания уже существовали и применялись на практике. Продолжаю цитировать из той же книги:
«Астрология, какой мы ее знаем на Западе, развилась в империях Месопотамии: Вавилоне и Ассирии. Наиболее ранние известные данные ряда дисциплин, основывающихся на стандартной кодификации предзнаменований, вытекающих из планетарных явлений, восходят ко времени вавилонского царя Аммизадуки, около 1700 года до н. э.»
«Астрология, какой мы ее знаем на Западе, развилась в империях Месопотамии: Вавилоне и Ассирии. Наиболее ранние известные данные ряда дисциплин, основывающихся на стандартной кодификации предзнаменований, вытекающих из планетарных явлений, восходят ко времени вавилонского царя Аммизадуки, около 1700 года до н. э.»
Обратите внимание, что это как раз то же время, когда жил Авраам. Согласно летоисчислению Торы, он родился в 1948 году от сотворения мира, что в переводе на современное летоисчисление дает 1812 год до н. э. Если учесть, что прожил он 175 лет (см. Берешит 25:7), получается, что основная его деятельность пришлась как раз на 18-й и начало 17-го веков до н. э.
Однако, мудрецы Талмуда вовсе не связывают астрологию в том виде, в каком ей владел Авраам, с языческой религией древнего Вавилона. Напротив, обладание ею считается особым даром от Бога. В трактате Бава Батра (16 б) они по-разному толкуют стих, где говорится, что «Бог благословил Авраама всем». Что значит «всем»? Некоторые понимают под этим детей. Раби Элиэзер а-Модаи приводит свое толкование: «Астрология была в сердце нашего отца Авраама, и все цари востока и запада спешили к его дверям».
К дверям они спешили, как объясняет Раши, чтобы испросить совета у Авраама. Отсюда можно сделать вывод, что он был отнюдь не заурядным астрологом, и что его познания в области звездных влияний пользовались гораздо большей популярностью, чем его религиозная вера. Но при этом владение астрологией было благословением, полученным от Бога! Трудно переоценить ее важность, если учесть, что она буквально называется словом «Все». Иными словами, она была источником всего того, что он приобрел потом. Дать Аврааму астрологию означало дать ему все, чего он пожелает.
К дверям они спешили, как объясняет Раши, чтобы испросить совета у Авраама. Отсюда можно сделать вывод, что он был отнюдь не заурядным астрологом, и что его познания в области звездных влияний пользовались гораздо большей популярностью, чем его религиозная вера. Но при этом владение астрологией было благословением, полученным от Бога! Трудно переоценить ее важность, если учесть, что она буквально называется словом «Все». Иными словами, она была источником всего того, что он приобрел потом. Дать Аврааму астрологию означало дать ему все, чего он пожелает.
В другом месте Талмуд утверждает, что Авраам начинал молитву с того момента, когда «темнели стены» (Йома 28 б). Как объясняют комментаторы, речь идет о восточной стороне стен, которая освещена Солнцем, пока оно находится в восточной половине неба. Но начиная с полудня, когда Солнце переходит в западную половину, стены с востока покрываются тенью. Некоторые учителя предлагают выучить закон о молитве из того, что делал Авраам. Однако, далее Талмуд возражает: «Авраам отличается – великая (!) астрология была в его сердце», и потому он умел точно расчитывать начало часов и движение звезд.
Интересно отметить, что Каббала связывает Авраама со сфирой Хесед, которая среди планет солнечной системы соответствует Юпитеру. Именно по этой планете Авраам вычислял свою собственную судьбу (Шаббат 146 а):
«Сказал Авраам перед Всевышним: Владыка мира, Ты не дал мне потомства, и мой домочадец наследует после меня.
Ответил ему Бог: Нет, но лишь тот, кто произойдет из чресл твоих.
Сказал Авраам: Владыка мира, я посмотрел по астрологии и вижу, что не смогу иметь сына.
Ответил ему Бог: Выйди из своей астрологии, ибо нет мазаля для Израиля. О чем ты думаешь? О том, что Юпитер стоит на востоке? Я верну его и поставлю на западе, как написано: "Кто пробудил с востока Юпитер, призвал его к ногам Своим?.."»
«Сказал Авраам перед Всевышним: Владыка мира, Ты не дал мне потомства, и мой домочадец наследует после меня.
Ответил ему Бог: Нет, но лишь тот, кто произойдет из чресл твоих.
Сказал Авраам: Владыка мира, я посмотрел по астрологии и вижу, что не смогу иметь сына.
Ответил ему Бог: Выйди из своей астрологии, ибо нет мазаля для Израиля. О чем ты думаешь? О том, что Юпитер стоит на востоке? Я верну его и поставлю на западе, как написано: "Кто пробудил с востока Юпитер, призвал его к ногам Своим?.."»
В первой статье на тему Торы и астрологии я уже обсуждал принцип «нет мазаля для Израиля» – не будем возвращаться здесь к этому вопросу (см. ссылку в начале статьи). Отмечу лишь, что согласно этой истории Юпитер как влиял, так и продолжил влиять на Авраама. Бог не вывел эту планету из игры и не дал Аврааму сына в обход ее влияния, но переместил ее саму так, чтобы она начала транслировать другое влияние.
После всего этого неудивительно, что многие ранние комментаторы приписывали авторство Сефер Ецира именно Аврааму. Эта книга проводит соответствия между буквами иврита, планетами, знаками Зодиака, частями тела, временами года и т. д. Сама она не дает никакой четкой астрологической методики. Она записана в столь сжатом виде, что невозможно вывести напрямую из ее текста какую-либо практическую инструкцию. Тем не менее, очевидно, что она включает астрологию как интергральную часть общей картины мира.
В том виде, как Сефер Ецира существует сегодня, составил ее, конечно же, не Авраам. Судить об этом можно хотя бы на том основании, что в ней есть несколько цитат из книг Танаха, написанных гораздо позже того времени, когда он жил. Многие более поздние каббалисты считали, что ее реальным автором является раби Акива – один из выдающихся мудрецов Мишны (1-2 века н. э.) Однако, неисключено, что какая-то тонкая ниточка все-таки связывает эту раннюю Каббалу с настоящим Авраамом. Эти знания в различной форме могли передаваться через поколения, пока не приняли гораздо позже вид оформленного текста, известного по сей день. Сам Авраам упоминается в этой книге прямым текстом в последнем ее изречении.
В том виде, как Сефер Ецира существует сегодня, составил ее, конечно же, не Авраам. Судить об этом можно хотя бы на том основании, что в ней есть несколько цитат из книг Танаха, написанных гораздо позже того времени, когда он жил. Многие более поздние каббалисты считали, что ее реальным автором является раби Акива – один из выдающихся мудрецов Мишны (1-2 века н. э.) Однако, неисключено, что какая-то тонкая ниточка все-таки связывает эту раннюю Каббалу с настоящим Авраамом. Эти знания в различной форме могли передаваться через поколения, пока не приняли гораздо позже вид оформленного текста, известного по сей день. Сам Авраам упоминается в этой книге прямым текстом в последнем ее изречении.

Комментариев нет:
Отправить комментарий