Вы можете помочь моему проекту деньгами, профессиональными умениями, навыками и советами.  Jewish Center of Brighton Beach
2915 Ocean Parkway - Brooklyn, NY 11235
Tel.(718) 769-7400 | e-mail: jcofbb@gmail.com

Классы в JCBB - 2915, Ocean Parkway, Brooklyn, NY, 11235:
- понедельник: скайп-урок,
3-5 рм Нью-Йоркского времени
Skype-имя: meirbruk
- среда: 8-10 pm;
- суббота: 12 - 3 рм;
____________
- иллюстрации к моим авторским лекциям 
- иллюстрации к моим урокам Талмуда 

- мой персональный сайт: https://meirbruk.net

вторник, 23 декабря 2014 г.

Четыре режима учебы

Меир Брук – по мотивам разработок совместно с р.Тамиром Зальцманом
Проект «Свет Авраама» представляет:

ВСТУПЛЕНИЕ
Ханука – и ее символика света – имеют связь с концепцией образования.
В частности ивритское слово ХИНУХ – обозначающее образование – однокоренное слову Ханука.
=-=-=-=-=
Восемь свечей Хануки – могут представлять из себя восемь режимов/подходов к учебе.

=-=-=-=-=-=
Мы сейчас представим на суд читателей две схемы – по четыре режима в каждой, которые совместно – создают также восемь подходов, подобно восьми дней и свечей Хануки.
=-=-=-=-=-=
Это следующие схемы:
Четыре сына – из Пасхальной Агады: (мудрец, бунтарь, простак и не умеющий спрашивать)
Четыре аудитории которым преподавал Тору Моше в пустыне:

(Арон, сыновья Арона, старейшины, народ)
=-=-=-=-=-=-=

Из Торы и мидрашей – можно извлечь множество интересных и инновационных идей.
При этом – каждый из сюжетов может быть «развернут» в разных «направлениях», что позволяет создать множество самых разных концепций на базе одних и тех же первоисточников....


А теперь – представим на ваш суд - интересный взгляд на тему учебы.
Когда евреи странствовали по пустыне между Египтом и Израилем – они получали Тору от Вс-вышнего. При этом сказано в первоисточнике, что Моше (Моисей) получал Тору от Б-га, а потом обучал Торе еврейский народ.
Сама Тора не дает подробностей того как происходила учеба, но у нас есть интересный мидраш, который приводит детали процесса.
Говорится в мидраше, что Моше преподавал Тору в несколько заходов – разным группам.
Он обучал Торе:
(а) Аарона
(б) сыновей Аарона
(в) старейшин
(г) народ.
Также в мидраше упоминаются и другие детали процесса учебы, но в первом чтении нам хватит этого главного факта, что существовало четыре группы учеников.
=-=-=-=-=-=-=
В буквальном прочтении сюжета можно понять, что каждая группа обладала специфическим опытом и поэтому к ней имело смысл применять разные учебные подходы.
Но можно и развить эту тему – в следующем творческом направлении.
Четыре группы учеников – это четыре режима учебы, которые применимы к каждому из нас – и мы предлагаем на базе этой схемы – разработать «четырех-проходный» процесс учебы для каждого человека.
=-=-=-=-=
В чем смысл введения различных вариаций учебы?
Дело в том, что Тора это не просто материал для чтения и пассивного принятия к сведению.
Каждый человек, изучая сюжеты Торы – имеет возможность увидеть в них новые грани и аспекты и поэтому изучение Торы – это чрезвычайно творческий процесс, сопровождающийся инсайтами (на иврите они называются хидушим – в переводе «новинки», хадаш – новый)...
Поэтому очень ценно – не просто воспринимать Тору, а предварительно настроитоь свое сознание (а также подсознание и надсознание), чтобы Тора воспринималась активно, творчески, с энтузиазмом и с появлением новых находок...
=-=-=-=-=
Для этого – мы предварительно как бы примеряем на себя различные образы учебного восприятия – и это поможет Торе раскрыться разными гранями.
=-=-=-=-=
Попутный хидуш – в Хануку мы крутим волчок, который также состоит из четырех граней. И каждая из граней волчка – может выражать один из подходов к учебе.
( Свернуть )

=-=-=-=-=-=
Негативный пример из жизни.
Когда светский человек, воспитанный в неприязни к Торе слышит сюжет из Торы, его неприязнь – также составляет особый режим восприятия (возможно, его можно назвать «им.Амалека» - еврее-ненавистника), который будет мешать восприятию, искажать и порождать негативные аспекты...
=-=-=-=-=-=
Кстати, возможно, что каждый важный персонаж из Торы – может «работать» механизмом формирования восприятия – для учебы.
=-=-=-=-=-=
Еще одна параллель.
В Пасхальной Аггаде есть сюжет про четыре сына – мудрый, бунтарь, простак и не умеющий спрашивать... Эта схема также применима – к четырем вариантам учебы, которые можно совмещать и в одном человеке, если осознанно переключаться между «режимами».
=-=-=-=-=
Современная параллель: в технологиях творчества есть система «цветные шляпы», разработанная Эдвардом де Боно. Оно работает с похожим подходом.
Шляпа определенного цвета – означает специфичность восприятия.
И автор технологии – предлагает используя воображение, представлять, что ученик надевает шляпу определенного цвета – и это переводит его ум в определенный режим, задавая специфическую схему работы.
Переодевая (мысленно) шляпы, мы командуем нашему уму чтобы он менял режимы восприятия и это дает человеку новые возможности в учебе.
=-=-=-=-=
((( итак, по ходу написания введения – мы уже обнаружили четыре параллели нашей идеи – с имеющимся опытом)))
=-=-=-=-=-
А теперь расшифруем четыре группы учеников Моше – как четыре режима восприятия.
=-=-=-=-
Таких схем расшифровок может быть несколько.
Нами уже видится как минимум две разные схемы, но думаю, что читатели смогут расширить этот список.
=-=-=-=-=-
Итак, в путь.
=-=-=-=-=
Сначала разобьем для удобства четыре группы на две пары:
(1) Аарон и Сыновья
(2) Старейшины и Народ.
Первая пара – представляет из себя несколько вариаций.
Первая вариация :
Аарон – родительский режим
Сыновья Аарона – детский режим
Вторая вариация:
Аарон – режим любви к народу (это была его личная характеристика)
Третья вариация:
Аарон – родной и любимый брат Моше (учителя)
Четвертая вариация
Сыновья Аарона – как принцы, люди благородные, но еще не обремененные ответственностью, которая есть у их родителей. Это дает – более «легкое» мышление (не придавленное бременем ответственности).
Пятая вариация – сыновья Арона – как новое поколение, которое хочет проявить себя – отличаясь от пути родителей и поэтому ориентированное – на поиск собственныхз открытий
Шестая вариация
Исходит из сюжета в Торе – про двоих старших сыновей Арона.
Надав и Авиу – во время церемонии открытия и освящения Храма – решили «выбиться» за рамки протокола и вбежали в Храм – совершая «несанкционированный» ритуал.
Согласно сюжету Торы, они погибли, когда вошли в Храм.
Но можно по-разному интерпретировать и первую и вторую части сюжета.
6а) «вбегание» в Храм – может символизировать «быстрое» мышление, не отягощенное сложными рассуждениями – «блиц-мышление», возможность получения быстрых (без-инерционных) инсайтов...
6б) «несанкционированное» жертвоприношение – в некотором смысле – это уход от груза авторитетов, что в некоторых случаях расценивается как негатив, но в определенных случаях – может быть ценным (особенно, если совершается в безопасном контексте).
6в) смерть сыновей Арона – это не только негативный сюжет.
Многие комментаторы Торы считают, что сыновья Арона удостоились особой близости к Вс-вышнему и смерть на территории Храма – символизирует апофеоз служения.
6г) некоторые авторы говорят, что этот сюжет представляет из себя архетипное описание человеческого жертвоприношения, инициированного самим человеком (принесение себя самого в жертву, но именно как приближение к Б-гу, а не наказание и не страдание).
Поэтому кстати на иврите жертва называется корбан, что содержит в себе корень КаРоВ – приближение.
И мы можем настроившись на подобный режим сознания – получить также ценные аспекты в нашей учебе и в нашем восприятии материала.
6д) сыновья Арона несли воскурения. Воскурения – это еще один интересный образ, чего-то очень легкого, обладающего приятным запахом, и дымом, который поднимается вверх (в Б-гу)
6е) они несли в руках совки с углями (на которых лежали воскурения). Горящие угли – могут символизировать огонь в нашем учебном процессе (как говорится «учеба с огоньком»).
6ж) угли были на совке. То есть огонь был в переноснОм (не в перенОсном) механизме. Идея возможности переносить огонь (в отличие от стациолнарного костра) – также имеет образность, выводящую на учебный аспект – движущийся огонь.
6з) совок был с ручкой, за которую его держали. Еще один образ – не просто движущийся огонь, но «ручной» - который мы переносим с помощью наших рук.
6и) было два брата, а не один. Это означает, что в нашей учебе присутствует двойственность (как стереоскопичность) мышления и восприятия...
6к) этот инцидент происходил во вроемя открытия Храма.
Слово открытие – означает и открытие в смысле мемориала или Храма, но и открытие – как открытие нового. И вбежавшие в Храм сыновья Арона – не только участвовали в открытии Храма, но и в открытии новых путей служения.
=-=-=-=-=
Каждый из вышеупомянутых аспектов – может стать одним из режимов восприятив и учебы – работы с текстом.
=-=-=-=-=
Вернемся к Арону.
В фигуре Арона совместилось несколько аспектов.
Это его служебные функции как первосвященника и личные черты характера – как Арона, а также его родственная роль – как брата Моше (брат учителя).

Седьмой аспект
Первосвященник – должен быть очень тщательным и точным в своих движениях, чтобы выполнить служение максимально точно.
Это дает нам режим учебы – сфокусированный на тщательности и точности.
Восьмой аспект
Также Первосвященник (особенно когда он входил в Святая святых) не должен был иметь никаких посторонних мыслей, так как появление посторонних мыслей приводило к его смерти (на рабочем месте).
Этот режим учебы – поможет нам не отвлекаться и держать жесткий фокус на материал.

Девятый аспект
Первосвященник (и вообще все священники – коэны) должны были быть очень быстрыми (на иврите зризим – проворными), чтобы успеть сделать множество дел, которые от них требуются.
Это дает нам – быстрый режим восприятия.
Десятый аспект
Арон был старше, чем Моше
Это дает нам режим учебы, когда ученик чувствует себя более старшим, чем учитель – и это также приводит к полезным эффектам в учебе.

Одиннадцатый аспект
Различие между Моше и Ароном.
Моше первую часть жизни провел вне Египта, в отрыве от народа. А Арон был в гуще народа.
Это дает нам режим учебы, когда ученик смотрит на материал, как знаток жизни народа изнутри.
Двенадцатый аспект
Арон имел миссию мирить людей.
Это дает нам «примирительный» режим восприятия информации (бесконфликтный)
12а) при этом – сыновей Арона было двое, это дает нам – двойственный режим восприятия – конфликтующий сежду собой...
=-=-=-=-=
Тринадцатый аспект
Арон формально руководил народом, когда они сделали Золотого Тельца
//// этот аспект – мы пока трогать не будем, оставим – на дальнейшее рассмотрение\\\
=-=-=-=-=
Мы сейчас получили двойственную «выгоду» нашего процесса.
С помощью образов из Торы – мы нашли ценные способы учебя.
Но также мы изучили самих персонажей Торы, что является изучением Торы – в инновационном режиме.
=-=-=-=-=-=-=-=
Задача на будущее – найти еще другие способы применения сюжетов Торы – для различных важных процессов (не только для учебы). Это раскроет новые ценные качества Торы...
=-=-=-=-=-=-=
Заметим, что такой подход не ограничен на евреев, и тем более на релегиозных евреев, им могут пользоваться любые творческие ученики – и в-общем для изучения разных материалов.

Хотя для еврейских материалов – для Торы, Галахи, Талмуда, каббалы и др. Этот подход является наиболее аутентичным и «родным»...
=-=-=-=-=-
ЧАСТЬ 3
Вторая пара персонажей:
- Старейшины
- Народ
По контрасту – старейшины – это те, на ком лежит ответственность,
В отличие от народа...
=-=-=-=-=
Отличие Старейшин от Арона:
Арон в данной «развилке» представляет «религиозно»-храмовые аспекты, (сакральные)
Следовательно старейшины – представляют «профанные» или будничные аспекты темы.
=-=-=-=-=
При этом ценно – что мы начинаем изучение с поиска духовных/сакральных аспектов (через Арона) и только позже «спускаемся с небес на землю» и переходим – к будням.
=-=-=-=-=-=
Еще одно отличие – Арон – Единый персонаж, Старейшины – групповой персонаж.
=-=-=-=-=-=
У нас увеличивается множественность – сначала один Арон, потом малая группа его сыновей, потом средняя группа «избранных» старейшин, потом большая группа (толпа) в виде народа.
=-=-=-=-=
При этом – народ – может быть самым непритязательным аспектом учебы.
Но может быть и «пшатом» - прямолинейным аспектом, который виден и понятен даже простому человеку.
Линия от Арона – через сыновей – старейшин – к народу – это цепочка сверху-вниз.
=-=-=-=-=-=-=-=-=
Возможно, что народ – в одном из вариантов – является условно говоря «заглушкой» - как бы «пустой» «картой» - по контрасту с «избранными» картами, которые имеют особое мнение.
=-=-=-=-=
Можно провести параллель со схемой четырех сыновей.
Сын мудрец – параллелен Арону, он и возвышенный и духовный.
Сын бунтарь – параллелен сыновьям Арона, в частности тем сыновьям, которые ворвались в Храм.
Сын «простак» - параллелен Старейшинам, но нужно понять, что означает простак.
Возможно тут идет противопоставление Арону, который ведает сакральными аспектами, а старейшины – будничными. И простак – это обладатель будничного мышления (в этой схеме)
Сын «не умеющий спрашивать» - параллелен народу.
=-=-=-=-=-=
РЕЗЮМЕ:
Старейшины – фундаметнальность восприятия
Сыновья Арона – свежесть и непосредственность, открытость к новому.
Арон – эмоционально-позитивное восприятия, с радостью и любовью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...