
Меир Брук поделился публикация Ури Суперфина.
2 ч. ·

(писалось к Ту би-шват для сайта питерской синагоги в те благословенные времена, когда им еще не "порекомендовали" меня более не печатать. Онилюди подневольные, само собой)
.
.
В еврейском календаре 15-ое число месяца шват выделено красным. Название «Новый год деревьев» - всегда привлекает внимание, что же кроется за таким необычным термином? Приоткроем завесу тайны и
заглянем внутрь!
Нас, европейцев, деревья окружают повсюду. Они – часть ландшафта, мы давно привыкли к ним, они не стали ниже, хотя мы подросли. Они всегда высокие. Древние не имели такого мощного информационного канала, какой имеем мы, благодаря интернету, телевидению и пр., и поэтому уделяли больше внимания окружающему миру. Видя этих гигантов, они не проходили мимо, а задумывались, для чего Б-г создал этих исполинов с зеленой кроной? Какой глубинный смысл в их существовании? Порой, у определенных народов, восхищение деревьями доходило до поклонения. В Торе не раз упоминаются так называемые «кумирные деревья», которые Всевышний запрещает даже высаживать, не говоря уж о поклонении им.
Немного истории. В Торе рассказывается, что изначально Творец желал, чтобы деревья сами были съедобными! И, более того, имели бы вкус тех плодов, которые должны были расти на их ветках. Важно подчеркнуть, что это - текст Писания, а не толкование. То есть, речь идет о столь важном моменте, что он был записан прямо в тексте Торы. «И сказал Б-г: да покроется растительностью земля! травой семяносной и деревьями-плодами, приносящими плод…» (Брейшит 1:11) Земля «не послушалась» этого повеления, произрастив деревья в том виде, в каком мы можем наблюдать их и сегодня, но это уже другая история. Еще любопытный факт: единственный(!) запрет, который был дан человеку, чтобы он, не нарушив его, удостоился вечной награды, заключался именно в том, чтобы не отведать от дерева. Не от какого-либо овоща, не от манны небесной, не воды из какого-то определенного ручья, а вот именно от дерева. …После греха Адам прятался(!) от Всевышнего в дереве. Вряд ли, когда речь идет о Творце мира, знающем всё, Тора имеет в виду банальное дупло.
На самом деле, речь идет о частном случае самого, пожалуй, глобального правила в этом мире. Ну, кроме существования Творца, конечно. А правило это таково: божественное волеизъявление не может быть понимаемо нами, людьми, непосредственно. Как не способна домохозяйка вникнуть в дружескую беседу двух программистов. Требуется «переводчик». Одним из таких переводчиков и выступает окружающий нас материальный мир. Само существование горы указывает, что свыше желают, чтобы гора стояла здесь. Река, текущая по равнине, свидетельствует, что такова воля Сотворившего ее. И так со всеми предметами, животными, людьми во Вселенной. Другое дело, что одним сухим фактом, что, мол, «если это существует, значит, так надо» дело не ограничивается. Каждая вещь в мире является еще и неким посланием свыше. Помните, пирожок в «Алисе в стране Чудес»? «Съешь меня!» - вот, какое послание несет в себе пирожок. …Впрочем, бывают и пирожки, существующие именно для того, чтобы еврей их не ел.
На самом деле, речь идет о частном случае самого, пожалуй, глобального правила в этом мире. Ну, кроме существования Творца, конечно. А правило это таково: божественное волеизъявление не может быть понимаемо нами, людьми, непосредственно. Как не способна домохозяйка вникнуть в дружескую беседу двух программистов. Требуется «переводчик». Одним из таких переводчиков и выступает окружающий нас материальный мир. Само существование горы указывает, что свыше желают, чтобы гора стояла здесь. Река, текущая по равнине, свидетельствует, что такова воля Сотворившего ее. И так со всеми предметами, животными, людьми во Вселенной. Другое дело, что одним сухим фактом, что, мол, «если это существует, значит, так надо» дело не ограничивается. Каждая вещь в мире является еще и неким посланием свыше. Помните, пирожок в «Алисе в стране Чудес»? «Съешь меня!» - вот, какое послание несет в себе пирожок. …Впрочем, бывают и пирожки, существующие именно для того, чтобы еврей их не ел.
А деревья? Все эти многие миллиарды деревьев в мире, какую весть они несут нам? о какой воле свыше рассказывают? Кроме общеизвестного запрета не есть от древа Добра и Зла, Б-г дал Адаму еще одно задание: возделывать и беречь райский сад. Зачем превращать совершеннейшего из людей в садовода? Кабаллисты объясняют это так: деревья – это материальное олицетворение высшей воли, которая заключается в том, что Творец желает, чтобы люди постигали созданный Им мир. Как дождь, впитывали бы мудрость. И так росли бы до самых небес! Не с лейкой Адам должен был ходить, а заниматься познанием высших миров. Не яблочко ему было запрещено надкусить, а было запрещено проникать в те области знания, что только вредят чистоте помыслов и святости намерений! И не в дупле он скрывался от всевидящего ока Творца, а углубился в постижение мудрости, чтобы показать, что грех его был ошибкой, а сам же он, душой и телом, - жаждет Знания, чтобы служить Б-гу, как можно лучше.
Процесс познания – труден, тернист. По каким-то, неведомым нам, соображениям, деревья не остались съедобными, процесс постижения не стал легким, как дыхание. Но он важен, как кислород, для роста человека. Чем ветвистее корни древа познания каждого, тем великолепней крона его знаний.
Посмотрите на дерево, оно растет, чтобы мы помнили об этом!
Посмотрите на дерево, оно растет, чтобы мы помнили об этом!

Комментариев нет:
Отправить комментарий