Продолжение на тему двух полушарий мозга и двух функций сознания - Хохмы и Бины.
Начало см. https://www.facebook.com/betsalel.arieli/posts/10202825079903075
Начало см. https://www.facebook.com/betsalel.arieli/posts/10202825079903075
Как я уже отмечал в предыдущей статье, правое полушарие мозга и проявляющаяся через него сфира Хохма связаны с целостным, нерасчлененным восприятием. А левое полушарие и сфира Бина дробит, анализирует, выделяет детали. Каждая из этих сфирот производит свой уникальный тип единства в человеке. Хохма не способна создать порядок во множестве объектов, поскольку лишена критериев, на основе которых могла бы классифицировать их. Единство, которое она создает, достигается через полное уравнивание в правах всех элементов. Высокое и низкое, светлое и темное имеют одинаковый статус в
Хохме. По сути для нее все является высоким и светлым – каждый объект и каждое свойство являются такими, какие есть, поскольку они – часть общей божественной реальности. И через высокое, и через низкое проявилась воля Творца, а потому невозможно пренебрегать одним в пользу другого.Бина, в отличие от этого, вооружена критерием, который позволяет ей вносить структуру во множество объектов. Она формирует единство из тех объектов, которые «проходят отбор» согласно ее критерию. Остальные она отсеивает и оставляет снаружи. Создаваемое ею единство – более четкое и прочное. Это не просто сумма, это синтез, где каждая вещь занимает точное место и может раскрыть свои уникальные свойства во взаимодействии с другими вещами. Но ее минус в том, что все, для чего она неспособна найти точное место, оказывается отвергнутым. И в итоге эти «отверженные» элементы (которые на более широком уровне тоже должны войти в божественный синтез) вторгаются в структуру вопреки желанию Бины и деформируют или даже разрушают ее.
Сказанное поможет глубже понять суть этих двух духовных сил, действующих через сознание человека. А теперь подойдем немного ближе к практической стороне.
Каббалисты связывают зрение с Хохмой, а слух – с Биной. Отчасти это становится понятным, если проследить, как наше сознание обычно обрабатывает информацию, получаемую по двум этим каналам восприятия. Когда вы входите в незнакомую комнату, то, едва открыв дверь, сразу видите всю ее целиком. В ней есть мебель, предметы, стены, пол, потолок. Все это схватывается единым взглядом, словно щелчком фотоаппарата. Возможно, в дальнейшем вы захотите обратить особое внимание на какой-то конкретный предмет и рассмотреть его подробнее. Но первое впечатление всегда целостное и общее. И если в этой комнате есть что-то странное или необычное, вы тут же заметите это боковым зрением, даже если взгляд не направлен в эту точку.
Что же касается слуха, мы привыкли обрабатывать звуковую информацию совсем иначе. Обычно мы слушаем какой-то звуковой поток, растянутый во времени. Это может быть речь человека, музыка и т. д. И каждую секунду мы слышим лишь тот фрагмент, который звучит в этот момент. Если, к примеру, слушая фразу, которую произносит наш собеседник, мы услышим только ее начало, а затем отключим слух, то не сможем понять смысл всего, что он сказал, в целом. Следовательно, слух не дает нам целостного, одновременного восприятия всей информации. Точнее сказать, мы не привыкли пользоваться слухом для восприятия целостной информационной картины, а вместо этого используем его для последовательного восприятия одного элемента за другим, тогда как зрением схватываем все множество элементов сразу, и лишь потом мозг структурирует полученную картину.
Каббалисты связывают зрение с Хохмой, а слух – с Биной. Отчасти это становится понятным, если проследить, как наше сознание обычно обрабатывает информацию, получаемую по двум этим каналам восприятия. Когда вы входите в незнакомую комнату, то, едва открыв дверь, сразу видите всю ее целиком. В ней есть мебель, предметы, стены, пол, потолок. Все это схватывается единым взглядом, словно щелчком фотоаппарата. Возможно, в дальнейшем вы захотите обратить особое внимание на какой-то конкретный предмет и рассмотреть его подробнее. Но первое впечатление всегда целостное и общее. И если в этой комнате есть что-то странное или необычное, вы тут же заметите это боковым зрением, даже если взгляд не направлен в эту точку.
Что же касается слуха, мы привыкли обрабатывать звуковую информацию совсем иначе. Обычно мы слушаем какой-то звуковой поток, растянутый во времени. Это может быть речь человека, музыка и т. д. И каждую секунду мы слышим лишь тот фрагмент, который звучит в этот момент. Если, к примеру, слушая фразу, которую произносит наш собеседник, мы услышим только ее начало, а затем отключим слух, то не сможем понять смысл всего, что он сказал, в целом. Следовательно, слух не дает нам целостного, одновременного восприятия всей информации. Точнее сказать, мы не привыкли пользоваться слухом для восприятия целостной информационной картины, а вместо этого используем его для последовательного восприятия одного элемента за другим, тогда как зрением схватываем все множество элементов сразу, и лишь потом мозг структурирует полученную картину.
Опираясь на это, нетрудно придти к выводу, что усилить и регулировать функции Хохмы можно через зрение, а Бины – через слух. Как я уже цитировал из комментариев рава Каплана в предыдущей статье, обычный для человека мысленный поток – хаотичный внутренний монолог, постоянно звучащий в голове, – порождается непрерывной работой Бины. Его остановка – важнейший шаг к более непосредственному восприятию Хохмы, которая в противном случае оказывается заслонена и заблокирована этим потоком.
Действительно, тот поток мыслей, который обычно проходит через сознание человека, скорее связан со слухом, чем со зрением. Мы мыслим словами, причем не формами букв, а именно тем, как они звучат. Мы словно проговариваем их про себя. А иногда мы мыслим музыкой. Любой может подтвердить, что мелодия, произведшая на него впечатление, часто «западает в душу» и потом долго крутится в голове и никак не может стихнуть.
Итак, один из самых простых способов остановить мысленный поток – это перенаправить канал Бины на что-то другое. Для этого нужно сосредоточиться на звуках. Попробуйте просто слушать все звуки, какие раздаются вокруг вас. Может быть, это шум проезжающих машин, тиканье часов или гудение холодильника – неважно. Если вы просто слушаете и не отвлекаетесь, мысленный поток в голове стихает сам собой. Бина реализует свою силу в слухе, и у нее не остается свободного потенциала, чтобы еще о чем-то думать.
По правде сказать, для новичков это будет не очень просто, поскольку они все равно будут по привычке отвлекаться. Чтобы управлять своими мыслями, а тем более, чтобы останавливать их, нужна сила воли и тренировка. Многие рекомендуют просто сосредотачиваться на какой-то фразе или образе, и достигать состояния пустоты. Это работает, но если говорить именно об остановке мысленного потока, то такое сосредоточение – более трудный способ. Слушать звуки и тем самым переключить Бину на другой канал требует гораздо меньших усилий.
Действительно, тот поток мыслей, который обычно проходит через сознание человека, скорее связан со слухом, чем со зрением. Мы мыслим словами, причем не формами букв, а именно тем, как они звучат. Мы словно проговариваем их про себя. А иногда мы мыслим музыкой. Любой может подтвердить, что мелодия, произведшая на него впечатление, часто «западает в душу» и потом долго крутится в голове и никак не может стихнуть.
Итак, один из самых простых способов остановить мысленный поток – это перенаправить канал Бины на что-то другое. Для этого нужно сосредоточиться на звуках. Попробуйте просто слушать все звуки, какие раздаются вокруг вас. Может быть, это шум проезжающих машин, тиканье часов или гудение холодильника – неважно. Если вы просто слушаете и не отвлекаетесь, мысленный поток в голове стихает сам собой. Бина реализует свою силу в слухе, и у нее не остается свободного потенциала, чтобы еще о чем-то думать.
По правде сказать, для новичков это будет не очень просто, поскольку они все равно будут по привычке отвлекаться. Чтобы управлять своими мыслями, а тем более, чтобы останавливать их, нужна сила воли и тренировка. Многие рекомендуют просто сосредотачиваться на какой-то фразе или образе, и достигать состояния пустоты. Это работает, но если говорить именно об остановке мысленного потока, то такое сосредоточение – более трудный способ. Слушать звуки и тем самым переключить Бину на другой канал требует гораздо меньших усилий.
Хохму можно призвать к действию через зрительную способность. Здесь будет недостаточно просто смотреть на объекты – нужно их визуально представлять в воображении. Попробуйте просто посмотреть на ту часть комнаты, которая предстает перед вашим взором, а потом закрыть глаза, сохраняя увиденное в воображении максимально четко. Если понадобится, можно снова открыть глаза и сравнить все детали, чтобы воспроизвести их перед внутренним взором. Лучше никуда не спешить – Хохма не любит чрезмерных усилий. Делайте так до тех пор, пока спокойное созерцание этой картины в воображении не станет естественным, легким и приятным.
Как уже было сказано, Бина своей обычной работой блокирует яркие проявления Хохмы. Поэтому теперь задача состоит в том, чтобы нейтрализовать Бину. Если вы уже научились делать это через слушание звуков, можно прибегнуть к этому способу. А можно просто расслабить ту часть сознания, которая обычно думает. Это удается после некоторой практики.
Если вы останетесь с визуальной картиной в воображении и полностью отключите мысленный поток, Хохма начнет проявляться с большей силой. Картинка оживет, вы словно окажетесь в коротком видении, которое может перенести вас в совершенно иное место. Это сопровождается очень приятным чувством расширения границ, освобождения, притока жизненных сил. В некоторых практиках используются не случайные, а конкретные символические картины, созерцая которые, человек попадает на определенный уровень или подплан духовного мира. Эти картины служат чем-то вроде дверей в определенные области. Но всякий раз для того, чтобы их созерцание возымело эффект, нужно хорошо развить воображение и научиться нейтрализовывать Бину. Лишь на более позднем этапе можно совместить в этой практике оба полушария. Тогда, даже путешествуя на других уровнях мира / сознания, вы сможете не терять критическую способность и анализировать все, что с вами происходит.
Как уже было сказано, Бина своей обычной работой блокирует яркие проявления Хохмы. Поэтому теперь задача состоит в том, чтобы нейтрализовать Бину. Если вы уже научились делать это через слушание звуков, можно прибегнуть к этому способу. А можно просто расслабить ту часть сознания, которая обычно думает. Это удается после некоторой практики.
Если вы останетесь с визуальной картиной в воображении и полностью отключите мысленный поток, Хохма начнет проявляться с большей силой. Картинка оживет, вы словно окажетесь в коротком видении, которое может перенести вас в совершенно иное место. Это сопровождается очень приятным чувством расширения границ, освобождения, притока жизненных сил. В некоторых практиках используются не случайные, а конкретные символические картины, созерцая которые, человек попадает на определенный уровень или подплан духовного мира. Эти картины служат чем-то вроде дверей в определенные области. Но всякий раз для того, чтобы их созерцание возымело эффект, нужно хорошо развить воображение и научиться нейтрализовывать Бину. Лишь на более позднем этапе можно совместить в этой практике оба полушария. Тогда, даже путешествуя на других уровнях мира / сознания, вы сможете не терять критическую способность и анализировать все, что с вами происходит.


Комментариев нет:
Отправить комментарий