
.
Поспешное строительство.
.
Поспешное строительство.
.
В главе «Трума» есть стих, из которого Рамбан выучил интересную подробность: оказывается, было особое повеление Всевышнего – строить Скинию расторопно. Помните авралы советских строек? «Пятилетку в четыре года», «сдача досрочно» и тому подобные термины. Нет ничего нового под солнцем, в Торе есть и такое. Главы колен сидели и ждали, когда весь народ пожертвует на Скинию, а затем уж и они пошли. Были у них какие-то соображения, зачем так делать? Даже не сомневайтесь! И всё же Тора нам
намекает, что Всевышнему это не понравилось. Чисто внешне, во всяком случае, это выглядело, как леность, нерасторопность.Наверное, этим и объясняется Рамбам, который предписывает (Законы Храма 1:12) строить его с астрономического утра и до выхода звезд, хотя все дневные заповеди начинаются позже: с фактического восхода. Здесь же – особ статья, строительство Храма требует расторопности. И, наверное, этим и объясняется особый запрет, написанный в нашей главе, и который заключается в том, что в шаббат Скинию строить запрещено. Казалось бы, с какой стати евреи позволят себе нарушить субботу? Ведь повелительная заповедь не важнее запрета, за который, в случае нарушения, полагается карэт. Однако, так как именно у этой повелительной заповеди было вот такое дополнительно требование – строить Скинию поспешно, евреи могли подумать, что такая заповедь да в состоянии отодвинуть субботние запреты. Поэтому понадобилось специально обговорить запрет работы по строительству Скинии в шаббат!
.
Извне – в самую душу. Значимость простых действий.
.
.
Нам не дано понять замыслы Творца, даже и пытаться нет смысла. Но хотя бы один пиксель можно попытаться угадать. Оно стоит того. Перед нами – необычная заповедь, заповедь строить расторопно. Есть ли у нас какое-то правило, общий подход к такого рода повелениям Творца? Есть.
В «Сэфер а-хинух» написано множество мудрых вещей, но одна из тех, что стала сверхпопулярной, это - «за поступками тянутся и сердца». Это означает, что, если порой у тебя в душе нет искры, ты не чувствуешь, что тебя «цепляет» духовность, тебе не импонирует Служение, а об экстазе даже мечтать не приходится, НЕ ТОРОПИСЬ махнуть на себя рукой! Всё дело в подходе. Нет смысла ждать у моря погоды, а в душе - пробуждения высоких чувств. Если путь, на который ты встал, кажется тебе истинным, начни идти! Да, вот так просто. Пример? Пожалуйста.
В «Сэфер а-хинух» написано множество мудрых вещей, но одна из тех, что стала сверхпопулярной, это - «за поступками тянутся и сердца». Это означает, что, если порой у тебя в душе нет искры, ты не чувствуешь, что тебя «цепляет» духовность, тебе не импонирует Служение, а об экстазе даже мечтать не приходится, НЕ ТОРОПИСЬ махнуть на себя рукой! Всё дело в подходе. Нет смысла ждать у моря погоды, а в душе - пробуждения высоких чувств. Если путь, на который ты встал, кажется тебе истинным, начни идти! Да, вот так просто. Пример? Пожалуйста.
«Хайей адам» пишет, как можно продвинуться в том, что мы называем богобоязненностью. Это не панацея, но подход – интересен. Он советует поменять местами следствие и действие. Если у человека богобоязненного упоминание Имени Творца вызывает трепет, а у простого человека – не вызывает, существуют два варианта: или ждать, когда, само по себе, или в результате стараний, это появится и у тебя, или же… начать трепетать независимо от того, насколько это созвучно твоему внутреннему состоянию! Произносишь благословение? Содрогнись! Да, без всякого отклика в душе, да, пусть даже с ощущением, что это какой-то фарс. Но НАЧНИ делать то, что делает твой идеал. Хотя бы внешне.
Уже не раз твердили людям, что первый шажок к богатству – это даже не удачная инвестиция, это даже не покупка книги «Как стать богатым за 23 дня», это смена привычек на те, что присущи людям с состоянием. И это состояние они нажили сами. Люди, заработавшие свой первый миллион, не смотрят реалити-шоу, и вообще смотрят телевизор мало и редко. Они слушают аудиокниги по дороге на работу, а не легкую музыку. Они планируют свое время и стараются соответствовать своему плану. Они читают биографии тех, кто преуспел на выбранном ими поприще. И так далее. Да, у них это, возможно, - следствие. Но кто мешает, для начала, перенять хотя бы стиль? Глядишь, оно потом и внутрь проникнет. Изменит мысли и воззрения.
Уже не раз твердили людям, что первый шажок к богатству – это даже не удачная инвестиция, это даже не покупка книги «Как стать богатым за 23 дня», это смена привычек на те, что присущи людям с состоянием. И это состояние они нажили сами. Люди, заработавшие свой первый миллион, не смотрят реалити-шоу, и вообще смотрят телевизор мало и редко. Они слушают аудиокниги по дороге на работу, а не легкую музыку. Они планируют свое время и стараются соответствовать своему плану. Они читают биографии тех, кто преуспел на выбранном ими поприще. И так далее. Да, у них это, возможно, - следствие. Но кто мешает, для начала, перенять хотя бы стиль? Глядишь, оно потом и внутрь проникнет. Изменит мысли и воззрения.
Алаха предписывает, если начал есть яблоко в квартире, заново благословить на него, если вышел из дома. Почему? Ты отвлекся! Но я не отвлекался! только о яблоке и думал! Закон приучает тебя, что есть надо чинно, в одном месте. А не скакать с едой. Алаха предписывает спешить в синагогу, вы знали об этом? Есть такая обязанность – бежать или хотя бы быстро идти в сторону синагоги. Быть может, у нас не тот настрой, но закон есть закон, и человек начинает быстрым шагом продвигаться по пути на молитву. Алаха приучает его желать молитвы, желать встречи с Творцом! От внешних действий – к внутреннему миру.
Так, наверное, и с этой заповедью, с которой мы начали: Всевышний, повелев строить Скинию расторопно, хотел дать нашим отцам ощущение желанности присутствия Б-га в среде Израиля!

Комментариев нет:
Отправить комментарий