Меир Брук поделился публикация Betsalel Arieli.
Меир Брук поделился публикация Betsalel Arieli.
25 мин. ·

Несколько слов об истинной свободе человека (в честь приближающегося праздника Песах; см. предыдущую статьюhttps://www.facebook.com/betsalel.arieli/posts/10202943373980353 )
Много раз в разговорах со мной люди поднимали вопрос о том, что же такое на самом деле «свобода». Любому из нас очевидно, что никто не свободен по-настоящему. Каждый зависит от сотен больших и малых факторов. Если начать очень честно и детально анализировать каждый собственный шаг, приходишь к осознанию, что у любого из них всегда есть какие-то причины. А ведь это означает, что он обусловлен чем-
то и не является абсолютно свободным.Вообще принцип причинно-следственных связей в природе и в мире сталкивается с принципом свободы, и на поверхности решения этому противоречию нет. Если у каждого явления есть причина, а у нее – своя причина и т. д., значит, все определено заранее от начала творения. Где в этой картине остается место для свободы?
Если же, с другой стороны, представить все-таки, что каждый человек свободен выбирать свои поступки, значит, мы живем в мире хаоса! Ведь настоящий свободный выбор должен быть ничем не обусловлен, а это значит, что в каждый момент каждый человек может выбрать любой вариант из бесконечного круга возможностей. Если бы так происходило на самом деле, мир распался бы на несвязанные между собой частицы, и воцарился бы полный хаос.
Однако, очевидно, что это все же не так. За всеми явлениями в мире стоят какие-то общие законы. Некоторые, анализируя эту ситуацию и понимая обусловленность всех явлений, включая и человеческие поступки, с некоторой грустью приходят к выводу, что никакой свободы вообще нет. Я же считаю, что понятию «свобода» нужно просто дать верное определение и использовать его так, чтобы не искажать тем самым восприятие реальности.
На мой взгляд, свобода есть ни что иное, как соответствие жизни человека его духовному корню – его Истинной Воле. Когда твоя Истинная Воля выражается в твоем мышлении, в твоих чувствах, в твоих словах и действиях – тогда ты по-настоящему свободен. В противном случае получается, что некоторые элементы твоего мышления / поведения управляются какой-то иной волей, кроме твоей Истинной (напомню еще раз, что Истинная Воля по определению не может не совпадать с Волей Бога; см. предыдущую статью).
Любопытно отметить, что в русском языке, например, слово «воля» в некоторых случаях означает также и свободу (например, в таких выражениях как «выйти на волю» и т. п.) Это довольно точно, так как если мы не будем говорить о воле человека, то и понятие «свобода» при детальном анализе превратится в нескончаемое противоречие.
Любопытно отметить, что в русском языке, например, слово «воля» в некоторых случаях означает также и свободу (например, в таких выражениях как «выйти на волю» и т. п.) Это довольно точно, так как если мы не будем говорить о воле человека, то и понятие «свобода» при детальном анализе превратится в нескончаемое противоречие.
Что же мешает человеку жить согласно его Истинной Воле? Дело в том, что любая воля вообще движется навстречу своей реализации по ступеням. Она переходит от общего замысла к более частным формам, каждый раз все больше приспосабливаясь к той среде, в которой ей надлежит реализоваться. Ведь если не будет полной корреляции между влияющим субъектом и объектом, на который он влияет, то само влияние не достигнет желаемой цели. Это можно проиллюстрировать множеством примеров. Когда учитель желает обучать ученика, между ними должна установиться корреляция – они должны говорить на одном языке и понимать друг друга. И поскольку ученик не может разом «подпрыгнуть» к уровню своего наставника, то именно наставнику приходится спускаться к его уровню. Если он этого не сделает, передача знаний между ними не произойдет.
Таких спусков обычно бывает много, так как на каждом этапе реализации воле приходится накладывать на себя еще одно сокращение и адаптироваться к более грубым условиям. В своем высшем замысле она отражает совершенный идеал, но чем ближе к практике, тем дальше этот образ отходит от первоначального, принимая на себя все ограничения среды.
Так создается целая иерархия уровней (миров, парцуфим, сфирот – в данном случае терминология непринципиальна), по которым воля движется к желаемому результату. По сути на каждом из них эта первоначальная воля переформулируется и принимает новый облик.
Допустим, вы хотели донести до людей какие-то важные знания. Так выглядела ваша первоначальная воля. Чтобы это сделать, вы решили написать книгу – вот уже второй уровень воли. А писательский процесс заставил вас работать над подбором выражений, над стилем, формой и т. д. – третий уровень. Потом встал вопрос об издании книги, а это потребовало звонить людям, договариваться и т. д. Ясно, что для того, чтобы, например, позвонить издателям, нужно иметь конкретную оформленную волю сделать это. Иначе вы так и будете сидеть с мечтаниями о том, как было бы хорошо, если бы вашу книгу кто-то издал. То есть я хочу сказать, что общая цель требует совершения множества промежуточных действий, а каждое из них требует взрастить в себе отдельную конкретную волю к этому действию.
Таких спусков обычно бывает много, так как на каждом этапе реализации воле приходится накладывать на себя еще одно сокращение и адаптироваться к более грубым условиям. В своем высшем замысле она отражает совершенный идеал, но чем ближе к практике, тем дальше этот образ отходит от первоначального, принимая на себя все ограничения среды.
Так создается целая иерархия уровней (миров, парцуфим, сфирот – в данном случае терминология непринципиальна), по которым воля движется к желаемому результату. По сути на каждом из них эта первоначальная воля переформулируется и принимает новый облик.
Допустим, вы хотели донести до людей какие-то важные знания. Так выглядела ваша первоначальная воля. Чтобы это сделать, вы решили написать книгу – вот уже второй уровень воли. А писательский процесс заставил вас работать над подбором выражений, над стилем, формой и т. д. – третий уровень. Потом встал вопрос об издании книги, а это потребовало звонить людям, договариваться и т. д. Ясно, что для того, чтобы, например, позвонить издателям, нужно иметь конкретную оформленную волю сделать это. Иначе вы так и будете сидеть с мечтаниями о том, как было бы хорошо, если бы вашу книгу кто-то издал. То есть я хочу сказать, что общая цель требует совершения множества промежуточных действий, а каждое из них требует взрастить в себе отдельную конкретную волю к этому действию.
Теперь мы уже очень близки к тому, чтобы понять, что же такое свобода, и что мешает человеку ей овладеть. Дело в том, что погружаясь в реализационный процесс, человек обнаруживает, что низшие уровни воли гораздо эффективнее действуют там, где верхние бессильны. Происходит это потому, что нижние уровни более «адекватны» – они принимают во внимание условия среды, создают необходимую корреляцию с ней, а потому справляются со своей задачей. К примеру, с обучением детей в начальной школе человек со средним образованием может справиться лучше, чем гениальный профессор. Думаю, причины вполне очевидны.
В результате происходит своего рода «переворот» ценностей. Человек начинает ценить и уважать нижние уровни своей воли больше верхних. Он передает всю власть и все право распоряжаться своей жизнью в их руки. Но он не осознает, что на самом деле эти нижние уровни черпают свою энергию и мотивацию только из вышестоящих. И если теперь они нарушают принцип иерархичности и заявляют о себе как о самостоятельных силах, их питание быстро перекрывается. В итоге человек оказывается погружен в постоянную и вроде бы успешную деятельность, а сам незаметно утрачивает ясное видение цели и ориентиры на пути, а вслед за тем теряет и мотивацию к работе. Вот так он и расстается со своей свободой.
В результате происходит своего рода «переворот» ценностей. Человек начинает ценить и уважать нижние уровни своей воли больше верхних. Он передает всю власть и все право распоряжаться своей жизнью в их руки. Но он не осознает, что на самом деле эти нижние уровни черпают свою энергию и мотивацию только из вышестоящих. И если теперь они нарушают принцип иерархичности и заявляют о себе как о самостоятельных силах, их питание быстро перекрывается. В итоге человек оказывается погружен в постоянную и вроде бы успешную деятельность, а сам незаметно утрачивает ясное видение цели и ориентиры на пути, а вслед за тем теряет и мотивацию к работе. Вот так он и расстается со своей свободой.
В этом состоянии его поступки все меньше и меньше соответствуют его Истинной Воле. В итоге он может ощутить такую неудовлетворенность, что просто вынужден будет остановиться и задуматься о том, что в его жизни пошло не так. А если и это ему не удастся, градус отклонения от Истинной Воли станет настолько велик, что неизбежно последуют неприятности – в его жизнь ворвутся какие-то внешние силы и нарушат установившийся в ней порядок.
Абсолютная свобода заключается в том, чтобы постоянно осознавать свою Истинную Волю, а все промежуточные уровни видеть лишь как средства (!) к ее реализации и не позволять им встать во главе иерархии. Внутри каждого из нас, в самой глубокой сердцевине, кроется эта божественная искра, а на нее облачаются, подобно кольцам луковицы, более внешние одежды – те частные и адаптированные к внешней среде уровни воли, которые помогают справляться в окружающем мире. Свобода в том, чтобы внешнее всегда соответствовало внутреннему.
Вспоминается место в Талмуде (Брахот 28 а), где рабан Гамлиэль пускал в бейт-мидраш только тех, у кого «внутреннее совпадало с внешним» (תוכו כברו). Хотя никто из комментаторов не рассуждает там о свободе, думаю, рабан Гамлиэль имел в виду нечто очень близкое ко всему, о чем сказано выше.
Абсолютная свобода заключается в том, чтобы постоянно осознавать свою Истинную Волю, а все промежуточные уровни видеть лишь как средства (!) к ее реализации и не позволять им встать во главе иерархии. Внутри каждого из нас, в самой глубокой сердцевине, кроется эта божественная искра, а на нее облачаются, подобно кольцам луковицы, более внешние одежды – те частные и адаптированные к внешней среде уровни воли, которые помогают справляться в окружающем мире. Свобода в том, чтобы внешнее всегда соответствовало внутреннему.
Вспоминается место в Талмуде (Брахот 28 а), где рабан Гамлиэль пускал в бейт-мидраш только тех, у кого «внутреннее совпадало с внешним» (תוכו כברו). Хотя никто из комментаторов не рассуждает там о свободе, думаю, рабан Гамлиэль имел в виду нечто очень близкое ко всему, о чем сказано выше.

Комментариев нет:
Отправить комментарий