Вы можете помочь моему проекту деньгами, профессиональными умениями, навыками и советами.  Jewish Center of Brighton Beach
2915 Ocean Parkway - Brooklyn, NY 11235
Tel.(718) 769-7400 | e-mail: jcofbb@gmail.com

Классы в JCBB - 2915, Ocean Parkway, Brooklyn, NY, 11235:
- понедельник: скайп-урок,
3-5 рм Нью-Йоркского времени
Skype-имя: meirbruk
- среда: 8-10 pm;
- суббота: 12 - 3 рм;
____________
- иллюстрации к моим авторским лекциям 
- иллюстрации к моим урокам Талмуда 

- мой персональный сайт: https://meirbruk.net

четверг, 30 апреля 2015 г.

Продолжение на тему каббалистической практики каванот

Продолжение на тему каббалистической практики каванот
(начало см. здесьhttps://www.facebook.com/betsalel.arieli/posts/10203259192795626 )
В предыдущей статье речь шла об особенностях системы каванот Ари. Как уже отмечалось, она опирается на очень сложное представление о духовных мирах. Более ранние системы значительно проще, поскольку, как правило, берут во внимание гораздо более «компактную» модель – 10 сфирот, представляющие собой уровни распространения божественного света от его Источника до границы сотворенного мира.
Основные каванот этих ранних систем связаны с божественными именами. Существует несколько имен Бога, которыми Он называется в Танахе и которые обладают особой святостью. Это выражается в алахе в том, что эти имена запрещено стирать или как-либо уничтожать. Согласно Рамбаму (Основы Торы 6:2)
таких имен семь. У каббалистов каждой из десяти сфирот соответствует особое имя. От этого самих имен не становится десять, поскольку некоторые из них являются сочетанием двух других (например, אלהים צבאות и т. п.)
Обычно считают, что каждый раз, когда Бог назван в Торе другим именем, это указывает на то, что в этом случае Он проявляется в другом качестве. Его собственная Суть непостижима для ограниченного сознания человека. Следовательно, ни одно имя не в состоянии выразить Его полностью. Любое из них – лишь частичное постижение со стороны человека некоторого отдельного проявления божественного света.
С этой точки зрения таких имен может быть бесконечно много. Чем больше различных качеств и проявлений мы откроем в Боге, тем большим числом имен сможем Его назвать. В действительности каббалистическая традиция и вправду включает огромное множество частных святых имен. Многие из них образуются через перестановку букв в отдельных словах или в качестве аббревиатуры, составленной из первых букв какой-либо фразы из Торы. Желающие ознакомиться со всем их многообразием могут обратиться к книге «Корни имен» (שורשי השמות), написанной равом Моше Закуто (Италия, 17-й век).
Однако, эти «нестираемые» божественные имена, о которых шла речь выше, являются основными корнями, к которым сводятся остальные. Поэтому в системе каванот именно они играют самую важную роль. Поскольку каждое проявление Бога, каждая сила, с помощью которой Он управляет миром и воздействует каким-либо образом на человека, связана с определенным именем, это дает возможность пробудить и привлечь к себе это воздействие, сосредотачиваясь на соответствующем имени. Таким образом, концентрация на божественных именах и их мысленное представление – главная практика в системе каванот.
Каббалисты, как правило, постоянно подчеркивают, что использование этих имен должно опираться на глубокое знание их внутреннего смысла. По-видимому, уже в эпоху ранней Каббалы было немало людей, которые старались творить чудеса с помощью бездумного произношения имен Бога. В одном из своих писем рав Авраам Абулафия (13-й век) упоминает об этом явлении:
«После того, как я получил мудрость Каббалы, приводящую с легкостью к духовным постижениям... я понял, в какое великое заблуждение впали некоторые люди, называющие себя в отдельных странах известыным титулом «Баалей Шемот» (буквально «владеющие именами»). Их забуждение в том, что они думают, будто могут делать чудеса силой имен в заклинаниях, произнося их устно без всякого знания и понимания их смысла. Они говорят, что могут парить в воздухе на тростинке, убивать врагов своим словом, тушить огонь и останавливать штормы на море и т. д.»
Скорее всего, если у силы божественных имен сложилась столь грандиозная репутация, это говорит о том, что в некоторых случаях она действительно творила явления схожего масштаба. Ключевыми в этой цитате, по-видимому, являются слова «без всякого знания и понимания их смысла». Часто человек, видящий, как другой, пользуясь чем-то, достигает определенного результата, начинает связывать этот результат лишь с тем, что увидел своими глазами. Он может решить, что магическая сила вызвана исключительно произношением имени, не понимая, какая огромная предварительная работа стоит за его использованием. Чем глубже мы проникаем в суть божественных имен, тем больше наше сознание и дух сливается с ними. Они становятся для нас носителями света и энергии, которую помогают перевести из абстрактного и далекого от нас состояния в сферу реализации.
Следующий важный отрывок на тему святых имен заимствован из книги «Врата света» (שערי אורה) рава Йосефа Джикатилии (14-й век):
«Наша традиция гласит, что желающий достичь желаемого с помощью имен Творца должен всеми силами постараться постичь в Торе смысл каждого из этих имен [далее он перечисляет те же семь имен, что приведены у Рамбама]. И пусть человек знает и понимает, что все эти имена подобны ключам от всех вещей, какие нужны человеку в любом деле.... И когда он узнает смысл каждого из этих имен, то познает величие Того, по слову которого создан мир... и будет близок к Богу, и молитва его будет принята. Об этом сказано (Теилим 91): "Возвышу его, когда узнает имя Мое; позовет Меня, и Я отвечу ему". Здесь не написано "возвышу Его, когда произнесет имя Мое", но лишь когда "узнает": знание – это главное, а лишь затем "позовет Меня, и Я отвечу". Значит, когда ему понадобится что-либо, и он сосредоточится на имени, от которого эта вещь зависит, – "Я отвечу ему"».
Итак, отсюда мы видим, что имена Бога – «ключи» ко всем необходимым человеку вещам. Это можно понять примерно так же, как в астрологии каждая планета связывается с воздействиями определенного рода в тех или иных сферах нашей жизни. В конце концов, все это части одной системы, поскольку согласно Каббале планеты в материальном мире являются представителями сфирот мира божественного – между теми и другими существует четкая параллель и соответствие. А значит, если мы хотим, к примеру, привлечь воздействие Марса – или, что в данном случае то же самое, сфиры Гвура, – нам нужно обратиться к имени Элоким (אלהים), которое с ней связано. Это будет полезно в тех делах, где нам нужна сила, преодоление препятствий, решительность, победа в борьбе и т. д. Так же, как Венера (сфира Нецах и связанное с ней имя), поможет в делах, связанных с любовью и т. д.
Естественно, такое «утилитарное» отношение к божественным именам может привести человека к тому, что он станет злоупотреблять этой практикой в своих эгоистических интересах. А в результате либо это сильно повредит ему, либо просто не будет работать, и он останется разочарован. Поэтому главное условие – всегда стремиться достичь все большего соединения с Богом и действовать ради исполнения Его воли. Именно когда это стремление сильно, начинаешь все больше осознавать, насколько важно самому быть каналом, через который божественная энергия реализуется в мире. И тогда система каванот раскрывает свою силу.
Интересно отметить, что рав Йосеф Джикатилия выступает против устного произношения имен. В целом его позиция по этому вопросу не совсем ясна. С одной стороны, еще до процитированного выше отрывка он говорит о том, что имена нельзя прозиносить, и даже что в этом заключается опасная ловушка. С другой стороны, во фразе из Теилим, которую он толкует, говорится: «Возвышу его, когда узнает имя Мое – позовоет Меня, и Я отвечу ему». Ясно, что слово «позовет» (יקראני) означает устное произношение, а не только мысленную концентрацию. К тому же, сам автор дальше начинает приводить ряд примеров того, как разные личности из Танаха именно через устное произношение привлекали божественную силу в мир. Возможно, позиция рава Джикатилии так же направлена против профанирования имен через попытку использовать их без всякой связи с их высоким значением (поэтому он подчеркивает: «знание – это главное»).
На самом деле практика, связанная именно с произношением имен, имеет наибольшую силу с точки зрения воздействия на человека и проведения божественной энергии. Один из ярких примеров этому дает «Книга жизни» (ספר החיים), которая была принята у ашкеназских хасидов (Германия, 12-й век, не путайте с хасидизмом Бааль Шем Това). Там говорится следующее:
«Человек бодрствует и размышляет о деяниях Бога... и тогда произносит святые имена или имена ангелов, чтобы показали ему свою волю или сообщили тайны. И дух святой открывается ему, и плоть, которая есть лишь тленная оболочка, сотрясается и дрожит от могущества святого духа, не в силах выдержать его. И тогда человек стоит, словно теряя сознание, и уже не знает, в каком месте находится, не видит, не слышит и не чувствует своего тела. Но душа его видит и слышит. Это и называется видением, и так происходило большинство пророчеств».
Эта дрожь в теле возникает как следствие того, что сознание открывается гораздо более тонкой и мощной энергии, которую нервная система не привыкла через себя пропускать. Чем более человек гармоничен, и чем более свободен от разных зажимов и блоков, тем спокойнее он будет отдаваться этому состоянию. Но всякий раз переход к еще более высокой частоте связан с соответствующей вибрацией, которая вновь проявится в теле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...