Hava Brocha Korzakova с Anya Antopolsky и еще 3Калонимус-Калман Шапира из Пьясечной (Эш Кодеш), Драша на исходе Йом-Кипура, 1925 г.
Из книги Дерех ѓа-мелех ("Царский путь")
Попробуем немного лучше понять, что такое Йом Кипур и его "печать". Мы
просим не "записать", а "запечатать", а что в горних означает "печать"?
Хотя в Тикуней Зоѓар сказано про "святые ворота", в которых отражаются все образы, и так далее, а сыны Израиля говорят: "Господин мира, хотя мы находимся в изгнании, далеко от Тебя, "Положи меня, как печать, на сердце свое" (Шир ѓа-ширим, 8:6), и не удаляй от нас Твой образ, то есть Твою печать, то есть Твою Шхину, ибо ради нее Ты помнишь о нас в изгнании".
Суть "печати Всевышнего", как сказано "как печать, на сердце свое", - это
выше нашего разума, однако относительно служения согласно путям Бешта, - возможно, Бешт открыл нам как форма действующего (отражается) в том, кто подвергается воздействию, и форма запечатывающего – в запечатываемом, и в каждой вещи, находящейся в мире, нужно узнавать Того, Кто сказал, и стал мир; не только то, что мир свидетельствует о величии Его мудрости и силы, ибо Ему принадлежат сила и сласть, "И все мудростью сотворил Ты" (Теѓилим, 104:24), - не только это, ибо у мудреца из плоти и крови его мудрость видна в его деяниях, когда он далек и отделен от своих деяний, а когда мы говорим о Всевышнем "форма запечатывающего в запечатываемом", мы имеем в виду, что видно, что Он, да будет Он благословен, и сейчас находится здесь.
Ибо сущность формы – это не то, чего человек касается, и не то, что видно, однако мы познаем ее, когда она проходит через нашу душу. У разных людей – разные части тела, и когда мы смотрим на них, мы смотрим только на их плоть, однако их форма воспринимается внутри нас, и мы не отмечаем их каким-то особым признаком, как известно из Гемары относительно освобождения безмужней жены, - что лучше узнавание (твиат айин, букв. "отпечаток глаза"), нежели признак (1). (Узнавание и есть) есть форма, которая воспринимается внутри нас, а если мы спросим, что есть сущность формы, мы не сможем ничего ответить, потому что это не сущность сама по себе, которую мы могли бы увидеть и потрогать, и так это относительно любой вещи, ибо форма – это проявление души каждой вещи, а поскольку у души есть духовные буквы, причем состояние души зависит от сочетания ее букв, поэтому тело, вся жизненность которого – от его души, то и плоть складывается из разных сочетаний, - например, близко или далеко посаженные глаза, и тому подобное, в соответствии с сочетаниями букв его души. Поэтому форма – это проявление сочетаний букв души, и человек не видит форму своими глазами, ибо своими телесными глазами он видит только плоть, плоть, на которой нельзя определить отчетливый признак, по которому один человек отличался бы от другого. Однако его глаза – это дорожка, что сделал Всевышний к его душе, чтобы она чувствовала сочетания букв души своего ближнего, так чтобы он мог различить, осеняет ли мудрость человеческое лицо его ближнего или нет. Поэтому насколько хорошо будет человек видеть форму своего ближнего и насколько хорошо научится читать сочетания букв его души, которые открываются на лице его ближнего, зависит от (собственной) души видящего (2). А на материальном примере, хотя это и не совсем похоже: мы видим, что когда глупец и разумный видят машину, глупец видит отдельные колеса, собранные в одном месте, а разумные делает из этого единое сочетание, то есть единую машину, и соединяет их одна идея, чтобы сделать ту или иную вещь, то есть в соответствии с состоянием души видящего так он читает буквы сочетаний души (3) своего ближнего. Мудрецы, благословенной памяти, предостерегли нас, что запрещено смотреть на форму злодея, а доброй приметой является смотреть на праведника, как сказано в святых книгах, ибо в этот момент смотрят на его душу и на сочетание букв души, которую сотворил Всевышний, чтобы он открылся здесь наружу, и они переходят в нашу душу и воздействуют на буквы нашей души, чтобы образовать хорошее сочетание или, упаси Бог, наоборот.
Вещи в мире сотворены не отдельными, а сотворены одной вещью – миром. Буквы, которые собраны в одно сочетание, как сказано: "знамения небесные" (Ирмияѓу, 10:2) (4), упомянутые в стихе. Каждая вещь и часть мира – это одна из букв Всевышнего, которые были собраны вместе, ибо так сделал Всевышний, что выросли они. Мидраш говорит о стихе: "И увидел Бог все, что Он создал" (Берешит, 1:31): "Сказал рабби Йоханан: Царь из плоти и крови, когда смотрит на высших, не смотрит на низших (5), однако Всевышний смотрит на высших и на низших единым взглядом" (по Берешит раба, 9:3). И "подражай Его качествам" (ИТ, Пеа, 1:1, и др.) – человек должен учиться не видеть высшие духовные (вещи) отдельно, а низшие – отдельно, а среди низших каждую вещь саму по себе, а пусть соединяет все в единое сочетание. "И увидел Бог все, что создал" – если смотрят единым взглядом, тогда видят Бога, кивьяхоль (6). И как в видении нашей души, когда мы смотрим на лицо нашего ближнего, мы видим, что у него внутри, каждый в соответствии с состоянием собственной души, и мудреца всякий узнает, однако чем больше человек достает свою собственную душу, и открывает ее, и смотрит с ее помощью на лицо своего товарища, тем больше он видит, что у него внутри, сочетания букв его души и его сущность. То же самое, не рядом будь помянуто, - мы должны смотреть на мир только с помощью своей души, которая увидит форму действующего и запечатывающего в запечатываемом, сочетания букв Имени Всевышнего. И стих (из Псалмов) намекает на это, ибо сказал царь Давид: "Когда вижу я небеса Твои (шамейха), [дела перстов Твоих, луну и звезды, которые устроил Ты]" (Теѓилим, 8:4), - если я хочу видеть имена твои (шмотейха), дела перстов Твоих, - как известно из Сефер Йецира ("Книги Творения"), что десять сфирот называются "перстами", тогда "луны и звезд, которые устроил Ты", достаточно для меня; если я смотрю на мир, я уже вижу сочетания (святых) Имен и святые сфирот.
Из всего сказанного выше у нас выходит, что форма – это не вещь, которую видят наши глаза; наши плотские глаза смотрят только на материю вещи, а в человеке – на его плоть, а его форма, которая является проявлением сочетаний букв его души, переходит в нашу душу, поэтому в соответствии с проявлением души видящий сочетания этих букв узнает лицо своего товарища и может познать то, что находится внутри его души, подобно (приведенному выше) материальному сравнению с глупцом и разумным, которые увидели машину, и подобно тому, что ребенок и взрослый, которые смотрят на человека, видят его по-разному. И каждый еврей должен видеть в этом мире сочетания букв Элоким в аспекте "наполняющего все миры", то есть, как было сказано выше, эта форма, форма запечатывающего, перейдет в его душу, а тот, кто не видит этого, - это потому, что его душа скрылась, и форма запечатывающего, то есть сочетания букв имени Элоким, не может перейти в его душу. Первый человек видел, что у него есть недостаток, и сказал: "Голос Твой я услышал в саду, [и убоялся, потому что я наг,] и спрятался" (Берешит, 3:10). Сколько признания есть в этом слове: Господин мира, я знаю и чувствую, что не Ты спрятался от меня после греха, а "и спрятался" – я спрятался, а теперь человек думает, что Всевышний спрятался от него. Но не так это с тем, кто открывает свою душу, и каждый взгляд, которым он смотрит на мир, обращает он на свою душу, и тогда видит он форму запечатывающего и сочетания букв имени Элоким, в аспекте "наполняющего все миры". И такому человеку мир не только не вредит, а наоборот, освящает его, как говорили Рава и рабби Нехемья (Бава кама, 71б-72а), что не сказал ему утром, потому что не поел бычьего мяса, а назавтра бычье мясо сделало его глаза острее в Торе.
Однако все это является проявлением Божественности только в аспекте "наполняющего все миры", а полнота служения – в том, чтобы прийти к проявлению аспекта "окружающего и огибающего все миры", то есть аспекта грядущего. И хотя это служение гораздо выше нашего положения, и достаточно нам, если мы сейчас удостоимся проявления "наполняющего все миры", однако это большая ошибка - сказать, что мы должны учиться только на том уровне, на котором, по нашему ощущению, мы находимся. И это скромность от злого начала – думать, что ты относишься только к материальному и представляешь из себя что-то вроде обладающего разумом животного, ибо тот, кто относит себя только к материальному, не требует от себя ничего, и если видит, что за ним нет грубых нарушений, этого ему уже достаточно, ибо у него всегда есть отговорка – "разве я не материален"? А кроме этого, разве не останется такой человек всегда на своем уровне, разве сможет он подняться? А на самом деле еврей – выше всего мира, и каждый еврей сам не знает всего своего положения, и насколько его душа простирается ввысь, ибо на самом деле к каждому еврею притягивается искра грядущего служения, а если бы не притягивалось к нему от грядущего служения, то тогда, упаси Бог, не было бы возможно проявление света Машиаха, ибо проявление света Машиаха не может прийти к нам от чего-то, к чему у нас нет никакого отношения. Однако разные виды света, которые притягиваются к нам сейчас в тайне искры, без нашего знания, откроются нам в тайне света, в том числе в аспекте знания. И вообще, еврей не имеет права сказать: "Это выше моего положения", "Это ко мне не относится", ибо даже тот, кто не знает содержания и смысла устройства замка, в любом случае, если ему дают ключ, и он поворачивает его, - ворота также открываются, и без его знания. А если кто-то не знает, чему и насколько вредит прегрешение, упаси Бог, - разве из-за его незнания он не наносит вреда в высших мирах? И почему же служение Всевышнему будет хуже, так что, упаси Бог, не сработает в высших мирах, с низшей ступени до самой высшей? Ибо сила служения народа Израиля, Торы, заповедей и молитвы такова, что они могут совершать исправление наверху и внизу, и создавать новые миры, знает ли о них человек или не знает, и, хотя если он знает, его служение более полезно, однако даже если он не знает, оно работает наверху.
И возможно, что и причина незнания человека – именно в том, что он и его душа исправляют, как сказано в предисловии к Зоѓару, лист 5, о стихе: "…И в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы устроить небеса, и основать землю" (Йешаяѓу, 51:16), ибо в всех новых открытиях в Торе, которые делают сыны Израиля, обновляются новые небеса, а чтобы не появились против этих обновлений в Торе обвинители, как это произошло при даровании Торы (7), Всевышний покрывает и скрывает эти обновления в Торе, и это то, что сказано: "в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы устроить небеса…" И возможно, что в той мере, в какой человек подчинен этому миру, есть страх перед ее (Торы) ангелами и обвинителями, и его Тора нуждается в сокрытии, так что скрывается и от него самого, потому что и в нем есть часть от этого мира, и искры ангелов народов мира, и нападающих на нее, и может быть, что от простолюдина, который уже создал новые небеса и другие исправления с помощью тех заповедей, которые исполнил, скрыто все это из-за того, что мы описали выше. И рабби Ханина бен Доса сказал: "Если моя молитва хорошо идет из уст моих, я знаю, что она принята" (8) – если моя собственная молитва хорошо идет из уст моих, и я знаю и чувствую величие моей молитвы, что я обновил ею, Всевышний не должен скрывать ее, ибо это признак того, что против нее не выступают никакие обвинители, и тогда я знаю, что моя молитва принята, поскольку нет против нее обвинителей.
Вернемся к тому, что мы говорили ранее. Служение в аспекте "окружающего и огибающего все миры" – это аспект народа Израиля, ибо народ Израиля первым возник в мысли Всевышнего, и ради праотцов, которые выполняли волю Твою, как сказано у рабби Дова-Бера (Межерического Магида), что они своим служением вызвали желание Всевышнего создавать миры, выясняется, что сыны Израиля были даже прежде, чем был создан мир даже в намерении, то есть отсюда что проявление народа Израиля не относится только к аспекту "наполняющего все миры", ибо состояние души и имя народа Израиля возникли (в мысли Всевышнего) еще до того, как был создан мир, поэтому их положение относится к аспекту "окружающего и огибающего все миры", еще до того, как была протянута линия (9), и тогда была открыта не форма запечатывающего в запечатываемом, а форма запечатываемого в запечатывающем, как будто бы (кивьяхоль). И как известно, подобна этому тайна, о которой пишет рабби Дов-Бер о стихе: "То наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Господни сказали (это)" (Йешаяѓу, 58:14) – что здесь имеется в виду аспект Четырехбуквенного Имени, подобно притче, приведенной в мидраше, о царе, который взял своего маленького сына на плечо, и пойми это. И в самом деле, вся сила, с которой мы познаем форму запечатывающего, которая всегда будет в аспекте "Представляю Господа пред собой всегда" (Теѓилим, 16:8), - это только потому, что наша форма выше, как было сказано выше, подобно тому, как сказано, что "форма Яакова вырезана на Престоле Славы" (Зоѓар). И это и есть объяснение того, что сказано в Тикуней Зоѓар, что сказали сыны Израиля Всевышнему: "Господин мира, хотя мы находимся в изгнании, далеко от Тебя, "Положи меня, как печать, на сердце свое", и не удаляй от нас Твой образ, то есть Твою печать, то есть Твою Шхину…" Поэтму Йом Кипур – выше миров, ибо в этот день притягивается свет окружающий и огибающий, так что все обвинители исчезают, и нет в этот день разрешения у Сатана, и называется он "печатью", как сказано "Положи меня, как печать, на сердце свое", и таким образом форма запечатывающего открывается в запечатываемом, и Всевышний запечатывает для нас добрую запись, как просят: "И запечатай нас…" Амен!
Примечания:
(1) Речь идет о том, что узнавание (твиат айин) мертвого ученым человеком (талмид хахам) предпочтительнее нахождения "признака", - например, личной вещи, - когда речь идет об освобождении вдовы от безмужества. См. Йевамот, 120а-б, и Тосафот, там же.
(2) Поэтому при опознании мертвого тела принимается узнавание (твиат айин) ученым человеком, но не невеждой.
(3) Очевидно, имеется в виду "сочетание букв души".
(4) Эш Кодеш читает "знамения" (отот) как "буквы" (отийот).
(5) В мидраше: "Царь из плоти и крови, когда строит дворец, смотрит на верхние (этажи) одним взглядом, и на нижние одним взглядом…"
(6) Кивьяхоль ("будто бы") – оператор, обозначающий допущение абсурдного предположения.
(7) Речь идет об ангелах, утверждавших, что люди недостойны получения Торы, см. мидраш.
(8) "Учим мы из Мишны: Если человек молится и ошибся, это плохой знак для него, а если он – посланник общины, то это плохой знак для пославших его. Рассказывали про рабби Ханину бен Досу, который молился за больных и говорил: "Этот будет жить, а этот умрет". Сказали ему: "Откуда ты знаешь?" Сказал он им: "Если моя молитва хорошо идет из уст моих, я знаю, что он принят, а если нет – я знаю, что он обречен" (Брахот, 34б).
(9) В самом начале сотворения мира.
Хотя в Тикуней Зоѓар сказано про "святые ворота", в которых отражаются все образы, и так далее, а сыны Израиля говорят: "Господин мира, хотя мы находимся в изгнании, далеко от Тебя, "Положи меня, как печать, на сердце свое" (Шир ѓа-ширим, 8:6), и не удаляй от нас Твой образ, то есть Твою печать, то есть Твою Шхину, ибо ради нее Ты помнишь о нас в изгнании".
Суть "печати Всевышнего", как сказано "как печать, на сердце свое", - это
выше нашего разума, однако относительно служения согласно путям Бешта, - возможно, Бешт открыл нам как форма действующего (отражается) в том, кто подвергается воздействию, и форма запечатывающего – в запечатываемом, и в каждой вещи, находящейся в мире, нужно узнавать Того, Кто сказал, и стал мир; не только то, что мир свидетельствует о величии Его мудрости и силы, ибо Ему принадлежат сила и сласть, "И все мудростью сотворил Ты" (Теѓилим, 104:24), - не только это, ибо у мудреца из плоти и крови его мудрость видна в его деяниях, когда он далек и отделен от своих деяний, а когда мы говорим о Всевышнем "форма запечатывающего в запечатываемом", мы имеем в виду, что видно, что Он, да будет Он благословен, и сейчас находится здесь.
Ибо сущность формы – это не то, чего человек касается, и не то, что видно, однако мы познаем ее, когда она проходит через нашу душу. У разных людей – разные части тела, и когда мы смотрим на них, мы смотрим только на их плоть, однако их форма воспринимается внутри нас, и мы не отмечаем их каким-то особым признаком, как известно из Гемары относительно освобождения безмужней жены, - что лучше узнавание (твиат айин, букв. "отпечаток глаза"), нежели признак (1). (Узнавание и есть) есть форма, которая воспринимается внутри нас, а если мы спросим, что есть сущность формы, мы не сможем ничего ответить, потому что это не сущность сама по себе, которую мы могли бы увидеть и потрогать, и так это относительно любой вещи, ибо форма – это проявление души каждой вещи, а поскольку у души есть духовные буквы, причем состояние души зависит от сочетания ее букв, поэтому тело, вся жизненность которого – от его души, то и плоть складывается из разных сочетаний, - например, близко или далеко посаженные глаза, и тому подобное, в соответствии с сочетаниями букв его души. Поэтому форма – это проявление сочетаний букв души, и человек не видит форму своими глазами, ибо своими телесными глазами он видит только плоть, плоть, на которой нельзя определить отчетливый признак, по которому один человек отличался бы от другого. Однако его глаза – это дорожка, что сделал Всевышний к его душе, чтобы она чувствовала сочетания букв души своего ближнего, так чтобы он мог различить, осеняет ли мудрость человеческое лицо его ближнего или нет. Поэтому насколько хорошо будет человек видеть форму своего ближнего и насколько хорошо научится читать сочетания букв его души, которые открываются на лице его ближнего, зависит от (собственной) души видящего (2). А на материальном примере, хотя это и не совсем похоже: мы видим, что когда глупец и разумный видят машину, глупец видит отдельные колеса, собранные в одном месте, а разумные делает из этого единое сочетание, то есть единую машину, и соединяет их одна идея, чтобы сделать ту или иную вещь, то есть в соответствии с состоянием души видящего так он читает буквы сочетаний души (3) своего ближнего. Мудрецы, благословенной памяти, предостерегли нас, что запрещено смотреть на форму злодея, а доброй приметой является смотреть на праведника, как сказано в святых книгах, ибо в этот момент смотрят на его душу и на сочетание букв души, которую сотворил Всевышний, чтобы он открылся здесь наружу, и они переходят в нашу душу и воздействуют на буквы нашей души, чтобы образовать хорошее сочетание или, упаси Бог, наоборот.
Вещи в мире сотворены не отдельными, а сотворены одной вещью – миром. Буквы, которые собраны в одно сочетание, как сказано: "знамения небесные" (Ирмияѓу, 10:2) (4), упомянутые в стихе. Каждая вещь и часть мира – это одна из букв Всевышнего, которые были собраны вместе, ибо так сделал Всевышний, что выросли они. Мидраш говорит о стихе: "И увидел Бог все, что Он создал" (Берешит, 1:31): "Сказал рабби Йоханан: Царь из плоти и крови, когда смотрит на высших, не смотрит на низших (5), однако Всевышний смотрит на высших и на низших единым взглядом" (по Берешит раба, 9:3). И "подражай Его качествам" (ИТ, Пеа, 1:1, и др.) – человек должен учиться не видеть высшие духовные (вещи) отдельно, а низшие – отдельно, а среди низших каждую вещь саму по себе, а пусть соединяет все в единое сочетание. "И увидел Бог все, что создал" – если смотрят единым взглядом, тогда видят Бога, кивьяхоль (6). И как в видении нашей души, когда мы смотрим на лицо нашего ближнего, мы видим, что у него внутри, каждый в соответствии с состоянием собственной души, и мудреца всякий узнает, однако чем больше человек достает свою собственную душу, и открывает ее, и смотрит с ее помощью на лицо своего товарища, тем больше он видит, что у него внутри, сочетания букв его души и его сущность. То же самое, не рядом будь помянуто, - мы должны смотреть на мир только с помощью своей души, которая увидит форму действующего и запечатывающего в запечатываемом, сочетания букв Имени Всевышнего. И стих (из Псалмов) намекает на это, ибо сказал царь Давид: "Когда вижу я небеса Твои (шамейха), [дела перстов Твоих, луну и звезды, которые устроил Ты]" (Теѓилим, 8:4), - если я хочу видеть имена твои (шмотейха), дела перстов Твоих, - как известно из Сефер Йецира ("Книги Творения"), что десять сфирот называются "перстами", тогда "луны и звезд, которые устроил Ты", достаточно для меня; если я смотрю на мир, я уже вижу сочетания (святых) Имен и святые сфирот.
Из всего сказанного выше у нас выходит, что форма – это не вещь, которую видят наши глаза; наши плотские глаза смотрят только на материю вещи, а в человеке – на его плоть, а его форма, которая является проявлением сочетаний букв его души, переходит в нашу душу, поэтому в соответствии с проявлением души видящий сочетания этих букв узнает лицо своего товарища и может познать то, что находится внутри его души, подобно (приведенному выше) материальному сравнению с глупцом и разумным, которые увидели машину, и подобно тому, что ребенок и взрослый, которые смотрят на человека, видят его по-разному. И каждый еврей должен видеть в этом мире сочетания букв Элоким в аспекте "наполняющего все миры", то есть, как было сказано выше, эта форма, форма запечатывающего, перейдет в его душу, а тот, кто не видит этого, - это потому, что его душа скрылась, и форма запечатывающего, то есть сочетания букв имени Элоким, не может перейти в его душу. Первый человек видел, что у него есть недостаток, и сказал: "Голос Твой я услышал в саду, [и убоялся, потому что я наг,] и спрятался" (Берешит, 3:10). Сколько признания есть в этом слове: Господин мира, я знаю и чувствую, что не Ты спрятался от меня после греха, а "и спрятался" – я спрятался, а теперь человек думает, что Всевышний спрятался от него. Но не так это с тем, кто открывает свою душу, и каждый взгляд, которым он смотрит на мир, обращает он на свою душу, и тогда видит он форму запечатывающего и сочетания букв имени Элоким, в аспекте "наполняющего все миры". И такому человеку мир не только не вредит, а наоборот, освящает его, как говорили Рава и рабби Нехемья (Бава кама, 71б-72а), что не сказал ему утром, потому что не поел бычьего мяса, а назавтра бычье мясо сделало его глаза острее в Торе.
Однако все это является проявлением Божественности только в аспекте "наполняющего все миры", а полнота служения – в том, чтобы прийти к проявлению аспекта "окружающего и огибающего все миры", то есть аспекта грядущего. И хотя это служение гораздо выше нашего положения, и достаточно нам, если мы сейчас удостоимся проявления "наполняющего все миры", однако это большая ошибка - сказать, что мы должны учиться только на том уровне, на котором, по нашему ощущению, мы находимся. И это скромность от злого начала – думать, что ты относишься только к материальному и представляешь из себя что-то вроде обладающего разумом животного, ибо тот, кто относит себя только к материальному, не требует от себя ничего, и если видит, что за ним нет грубых нарушений, этого ему уже достаточно, ибо у него всегда есть отговорка – "разве я не материален"? А кроме этого, разве не останется такой человек всегда на своем уровне, разве сможет он подняться? А на самом деле еврей – выше всего мира, и каждый еврей сам не знает всего своего положения, и насколько его душа простирается ввысь, ибо на самом деле к каждому еврею притягивается искра грядущего служения, а если бы не притягивалось к нему от грядущего служения, то тогда, упаси Бог, не было бы возможно проявление света Машиаха, ибо проявление света Машиаха не может прийти к нам от чего-то, к чему у нас нет никакого отношения. Однако разные виды света, которые притягиваются к нам сейчас в тайне искры, без нашего знания, откроются нам в тайне света, в том числе в аспекте знания. И вообще, еврей не имеет права сказать: "Это выше моего положения", "Это ко мне не относится", ибо даже тот, кто не знает содержания и смысла устройства замка, в любом случае, если ему дают ключ, и он поворачивает его, - ворота также открываются, и без его знания. А если кто-то не знает, чему и насколько вредит прегрешение, упаси Бог, - разве из-за его незнания он не наносит вреда в высших мирах? И почему же служение Всевышнему будет хуже, так что, упаси Бог, не сработает в высших мирах, с низшей ступени до самой высшей? Ибо сила служения народа Израиля, Торы, заповедей и молитвы такова, что они могут совершать исправление наверху и внизу, и создавать новые миры, знает ли о них человек или не знает, и, хотя если он знает, его служение более полезно, однако даже если он не знает, оно работает наверху.
И возможно, что и причина незнания человека – именно в том, что он и его душа исправляют, как сказано в предисловии к Зоѓару, лист 5, о стихе: "…И в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы устроить небеса, и основать землю" (Йешаяѓу, 51:16), ибо в всех новых открытиях в Торе, которые делают сыны Израиля, обновляются новые небеса, а чтобы не появились против этих обновлений в Торе обвинители, как это произошло при даровании Торы (7), Всевышний покрывает и скрывает эти обновления в Торе, и это то, что сказано: "в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы устроить небеса…" И возможно, что в той мере, в какой человек подчинен этому миру, есть страх перед ее (Торы) ангелами и обвинителями, и его Тора нуждается в сокрытии, так что скрывается и от него самого, потому что и в нем есть часть от этого мира, и искры ангелов народов мира, и нападающих на нее, и может быть, что от простолюдина, который уже создал новые небеса и другие исправления с помощью тех заповедей, которые исполнил, скрыто все это из-за того, что мы описали выше. И рабби Ханина бен Доса сказал: "Если моя молитва хорошо идет из уст моих, я знаю, что она принята" (8) – если моя собственная молитва хорошо идет из уст моих, и я знаю и чувствую величие моей молитвы, что я обновил ею, Всевышний не должен скрывать ее, ибо это признак того, что против нее не выступают никакие обвинители, и тогда я знаю, что моя молитва принята, поскольку нет против нее обвинителей.
Вернемся к тому, что мы говорили ранее. Служение в аспекте "окружающего и огибающего все миры" – это аспект народа Израиля, ибо народ Израиля первым возник в мысли Всевышнего, и ради праотцов, которые выполняли волю Твою, как сказано у рабби Дова-Бера (Межерического Магида), что они своим служением вызвали желание Всевышнего создавать миры, выясняется, что сыны Израиля были даже прежде, чем был создан мир даже в намерении, то есть отсюда что проявление народа Израиля не относится только к аспекту "наполняющего все миры", ибо состояние души и имя народа Израиля возникли (в мысли Всевышнего) еще до того, как был создан мир, поэтому их положение относится к аспекту "окружающего и огибающего все миры", еще до того, как была протянута линия (9), и тогда была открыта не форма запечатывающего в запечатываемом, а форма запечатываемого в запечатывающем, как будто бы (кивьяхоль). И как известно, подобна этому тайна, о которой пишет рабби Дов-Бер о стихе: "То наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Господни сказали (это)" (Йешаяѓу, 58:14) – что здесь имеется в виду аспект Четырехбуквенного Имени, подобно притче, приведенной в мидраше, о царе, который взял своего маленького сына на плечо, и пойми это. И в самом деле, вся сила, с которой мы познаем форму запечатывающего, которая всегда будет в аспекте "Представляю Господа пред собой всегда" (Теѓилим, 16:8), - это только потому, что наша форма выше, как было сказано выше, подобно тому, как сказано, что "форма Яакова вырезана на Престоле Славы" (Зоѓар). И это и есть объяснение того, что сказано в Тикуней Зоѓар, что сказали сыны Израиля Всевышнему: "Господин мира, хотя мы находимся в изгнании, далеко от Тебя, "Положи меня, как печать, на сердце свое", и не удаляй от нас Твой образ, то есть Твою печать, то есть Твою Шхину…" Поэтму Йом Кипур – выше миров, ибо в этот день притягивается свет окружающий и огибающий, так что все обвинители исчезают, и нет в этот день разрешения у Сатана, и называется он "печатью", как сказано "Положи меня, как печать, на сердце свое", и таким образом форма запечатывающего открывается в запечатываемом, и Всевышний запечатывает для нас добрую запись, как просят: "И запечатай нас…" Амен!
Примечания:
(1) Речь идет о том, что узнавание (твиат айин) мертвого ученым человеком (талмид хахам) предпочтительнее нахождения "признака", - например, личной вещи, - когда речь идет об освобождении вдовы от безмужества. См. Йевамот, 120а-б, и Тосафот, там же.
(2) Поэтому при опознании мертвого тела принимается узнавание (твиат айин) ученым человеком, но не невеждой.
(3) Очевидно, имеется в виду "сочетание букв души".
(4) Эш Кодеш читает "знамения" (отот) как "буквы" (отийот).
(5) В мидраше: "Царь из плоти и крови, когда строит дворец, смотрит на верхние (этажи) одним взглядом, и на нижние одним взглядом…"
(6) Кивьяхоль ("будто бы") – оператор, обозначающий допущение абсурдного предположения.
(7) Речь идет об ангелах, утверждавших, что люди недостойны получения Торы, см. мидраш.
(8) "Учим мы из Мишны: Если человек молится и ошибся, это плохой знак для него, а если он – посланник общины, то это плохой знак для пославших его. Рассказывали про рабби Ханину бен Досу, который молился за больных и говорил: "Этот будет жить, а этот умрет". Сказали ему: "Откуда ты знаешь?" Сказал он им: "Если моя молитва хорошо идет из уст моих, я знаю, что он принят, а если нет – я знаю, что он обречен" (Брахот, 34б).
(9) В самом начале сотворения мира.

Комментариев нет:
Отправить комментарий