Меир Брук поделился публикацией Betsalel Arieli.

В предыдущей статье ( https://www.facebook.com/betsalel.arieli/posts/10204133084842381 ) было показано, что согласно как еврейскому, так и христианскому учениям в Едином Боге наш разум способен выявить различные ипостаси, или личности. Общеизвестно, что в христианстве эта концепция нашла свое выражение в догмате о Троице. Иными словами, христиане выделяют три личности Единого Бога – Отец, Сын и Святой Дух.
Число 3 играет ключевую роль в осознании божественной природы. За каждым
числом стоит определенная идея, которая способна «развернуться» лишь
между столькими элементами, сколько данное число
выражает. Если взять тройку, она несет в себе идею порождения, генерации. Это число обеспечивает дальнейший динамизм числового ряда, позволяя перейти от него уже к любому большему числу. Причина в том, что единица статична, а двойка указывает на противоположность и разрыв. Третий элемент, добавляясь к двойке, как бы занимает место посередине между противоположностями и вновь восстанавливает связь между ними, тем самым возвращая все вместе к первоначальному единству, но уже через взаимодействие, а не в статике. Элифас Леви писал об этом следующее (Учение и ритуал высшей магии, кн. 1, гл. 3):
«Сама грамматика приписывает глаголу три лица. Первое говорит, второе – то, кому говорят, а третье – то, о чем говорят. Бесконечный принцип, созидая, говорит себе о самом себе. Таково объяснение тройного и происхождение учения о Троице... Единство, чтобы стать деятельным, должно размножаться. Неделимый, неподвижный и неплодотворный принцип был бы мертвым и непонятным единством. Если бы Бог был только одно, Он никогда не был бы ни творцом, ни отцом. Если бы Он был два – в бесконечном был бы антагонизм или разделение, а это равнялось бы смерти всего возможного. Следовательно, Он – три, чтобы создавать из самого себя и по своему подобию бесконечное множество существ и чисел».
Таким образом, именно число три вносит движение и жизнь в единство. Оно предполагает начало активное, начало пассивное и саму связь, пролегающую между ними. Еврейский философ и знаток Торы, Рамбам (Маймонид), изложил аналогичную мысль в своей книге «Мишне Тора» (Законы основ Торы 2:10):
«Всевышнему ведома Его истинная реальность, и Он знает ее такой, какова она есть. Он знает не таким знанием, которое вне Его (как знаем мы, поскольку мы сами и наше знание – не одно и то же). Но Творец – и Сам, и знание Его, и жизнь Его – одно с любой стороны и в любом аспекте... Получается, что Он и знающий, Он и познаваемое, Он и само знание, и все это – одно».
Такими формулировками как «Знающий – Познаваемый – Знание» или «Любящий – Любимый – Любовь» пользовались многократно и христианские теологи 4-5 веков, пытаясь пояснить учение о Троице. При этом они не утверждали, что понимают его до конца, но признавали его тайной, неподдающейся полному постижению со стороны человека.
«Любые рассуждения о божественном упираются в тайну и доходят до предела необъяснимого, перед которым мысль вынуждена склониться в смиренном почтении. "Человек, – говорит Афанасий, – может увидеть лишь бахрому на одежде триединого Бога; остальное херувимы закрывают своими крылами"» (Филипп Шафф, «История христианской церкви»).
И Рамбам, следуя той же самой логике, подводит итог своим рассуждениям в следующих словах: «Нет силы в устах произнести эти вещи, в ушах – услышать, а в сердце человеческом – осознать с полной глубиной».
Эти же формулировки были приняты у каббалистов. Как известно, Каббала выделяет в божественном мире 10 сфирот – сил или качеств Творца. Однако, у истоков этой декады стоит триада. Это видно в том факте, что десять сфирот выстраиваются в три линии – правую (активная), левую (пассивная) и среднюю (как результат взаимодействия между ними). Верхние сфирот каждой из линий включают в себя потенциально все остальные сфирот своих линий. Они называются Кетер (Корона), Хохма (Мудрость) и Бина (Понимание). Рав Моше Кордоверо в книге «Гранатовый сад» (Пардес Римоним 11:3) пишет следующее:
«Поэтому, когда явилась Воля создать эманацию (Ацилут), образовались в самом Корне три точки – Кетер, Хохма и Бина, и в них был заключен весь Ацилут. Они подразделяются на три, хотя соединены полнейшим единством, и само такое деление возможно лишь в переносном смысле. Ибо как сам Корень один, так и три точки – одно (и сами точки с Корнем – одно), однако мы приписываем им троичность, поскольку они являются корнем и истоком для трех ответвлений...»
Здесь мы подходим к тому, о чем я писал в первой статье: выявление потенциального множества внутри божественного единства – это способ для нас понять происхождение реального множества в видимом мире. Рав Кордоверо утверждает, что лишь ретроспективное размышление позволяет выделять триаду в высшем Корне бытия. Находя троичность проявлений, или закон природы, опирающийся на три элемента, мы словно поднимаем глаза кверху и начинаем высматривать, откуда же эти элементы пришли. И таким образом в однородном белом тумане перед нашим взором начинает вырисовываться триада, пребывавшая в вечности еще прежде, чем конкретные силы и качества проявились в мире.
Автор возвращается к этой идее неоднократно – мы судим о корнях по их порождениям. Поэтому десять сфирот «складываются» в три высшие сфиры. А сами они потенциально пребывают в полном единстве в первой сфире – Кетер. Она называется словом «Ничто» (на иврите אין), и сами три буквы этого слова обозначают три сфиры. Алеф (א) – это сам Кетер, абсолютное единство. Йуд (י) – это Хохма, первая буква божественного имени. Нун (נ или ן) – это Бина, поскольку эта буква равна 50 по числовому значению, что отсылает нас к известному высказыванию Талмуда о «пятидесяти вратах понимания».
И так наше постижение восходит от ступени к ступени, что в итоге мы приходим к утверждению троицы даже над миром Ацилут и системой сфирот. Собственно, этой теме посвящен весь раздел книги, из которого я привел цитату. Над всеми десятью сфирот, в самом Бесконечном, выделяется три вечных трансцендентных начала. Ранние каббалисты называли их «Цахцахот» (צחצחות), что можно приблизительно перевести как «чистейшие». Первое из этих начал называется «Древний (или первичный) свет» (אור קדמון), второе – «Чистый свет» (אור צח), третье – «Чистейший свет» (אור מצוחצח).
Из этого видно, что принцип троичности настолько важен и необходим, что пронизывает всю структуру мироздания до самой сущности Бога. Тройственны не только Его зримые проявления, и даже не только силы, которые Он явил в Своем божественном мире; уже в самом Бесконечном (а это для каббалиста высшее, о чем только можно помыслить) кроется число 3.
Подводя итог этой части своего анализа, процитирую еще раз Элифаса Леви, который говорит о связи христианства и каббалы:
«Тройное, будучи основным принципом всякой каббалы, или священного предания наших отцов, должно было сделаться основным догматов христианства, кажущийся дуализм которого оно объясняет посредничеством гармоничного и всемогущего единства».
Однако, в следующих статьях мы увидим, что каббала пошла гораздо дальше и, отталкиваясь от числа 3, развила систему, в которой в принципе может быть выделено любое количество парцуфов (ипостасей). Благодаря этому сама концепция ипостасей вместо неподвижного и омертвевшего догмата превратилась в гибкий оперативный инструмент познания.
выражает. Если взять тройку, она несет в себе идею порождения, генерации. Это число обеспечивает дальнейший динамизм числового ряда, позволяя перейти от него уже к любому большему числу. Причина в том, что единица статична, а двойка указывает на противоположность и разрыв. Третий элемент, добавляясь к двойке, как бы занимает место посередине между противоположностями и вновь восстанавливает связь между ними, тем самым возвращая все вместе к первоначальному единству, но уже через взаимодействие, а не в статике. Элифас Леви писал об этом следующее (Учение и ритуал высшей магии, кн. 1, гл. 3):
«Сама грамматика приписывает глаголу три лица. Первое говорит, второе – то, кому говорят, а третье – то, о чем говорят. Бесконечный принцип, созидая, говорит себе о самом себе. Таково объяснение тройного и происхождение учения о Троице... Единство, чтобы стать деятельным, должно размножаться. Неделимый, неподвижный и неплодотворный принцип был бы мертвым и непонятным единством. Если бы Бог был только одно, Он никогда не был бы ни творцом, ни отцом. Если бы Он был два – в бесконечном был бы антагонизм или разделение, а это равнялось бы смерти всего возможного. Следовательно, Он – три, чтобы создавать из самого себя и по своему подобию бесконечное множество существ и чисел».
Таким образом, именно число три вносит движение и жизнь в единство. Оно предполагает начало активное, начало пассивное и саму связь, пролегающую между ними. Еврейский философ и знаток Торы, Рамбам (Маймонид), изложил аналогичную мысль в своей книге «Мишне Тора» (Законы основ Торы 2:10):
«Всевышнему ведома Его истинная реальность, и Он знает ее такой, какова она есть. Он знает не таким знанием, которое вне Его (как знаем мы, поскольку мы сами и наше знание – не одно и то же). Но Творец – и Сам, и знание Его, и жизнь Его – одно с любой стороны и в любом аспекте... Получается, что Он и знающий, Он и познаваемое, Он и само знание, и все это – одно».
Такими формулировками как «Знающий – Познаваемый – Знание» или «Любящий – Любимый – Любовь» пользовались многократно и христианские теологи 4-5 веков, пытаясь пояснить учение о Троице. При этом они не утверждали, что понимают его до конца, но признавали его тайной, неподдающейся полному постижению со стороны человека.
«Любые рассуждения о божественном упираются в тайну и доходят до предела необъяснимого, перед которым мысль вынуждена склониться в смиренном почтении. "Человек, – говорит Афанасий, – может увидеть лишь бахрому на одежде триединого Бога; остальное херувимы закрывают своими крылами"» (Филипп Шафф, «История христианской церкви»).
И Рамбам, следуя той же самой логике, подводит итог своим рассуждениям в следующих словах: «Нет силы в устах произнести эти вещи, в ушах – услышать, а в сердце человеческом – осознать с полной глубиной».
Эти же формулировки были приняты у каббалистов. Как известно, Каббала выделяет в божественном мире 10 сфирот – сил или качеств Творца. Однако, у истоков этой декады стоит триада. Это видно в том факте, что десять сфирот выстраиваются в три линии – правую (активная), левую (пассивная) и среднюю (как результат взаимодействия между ними). Верхние сфирот каждой из линий включают в себя потенциально все остальные сфирот своих линий. Они называются Кетер (Корона), Хохма (Мудрость) и Бина (Понимание). Рав Моше Кордоверо в книге «Гранатовый сад» (Пардес Римоним 11:3) пишет следующее:
«Поэтому, когда явилась Воля создать эманацию (Ацилут), образовались в самом Корне три точки – Кетер, Хохма и Бина, и в них был заключен весь Ацилут. Они подразделяются на три, хотя соединены полнейшим единством, и само такое деление возможно лишь в переносном смысле. Ибо как сам Корень один, так и три точки – одно (и сами точки с Корнем – одно), однако мы приписываем им троичность, поскольку они являются корнем и истоком для трех ответвлений...»
Здесь мы подходим к тому, о чем я писал в первой статье: выявление потенциального множества внутри божественного единства – это способ для нас понять происхождение реального множества в видимом мире. Рав Кордоверо утверждает, что лишь ретроспективное размышление позволяет выделять триаду в высшем Корне бытия. Находя троичность проявлений, или закон природы, опирающийся на три элемента, мы словно поднимаем глаза кверху и начинаем высматривать, откуда же эти элементы пришли. И таким образом в однородном белом тумане перед нашим взором начинает вырисовываться триада, пребывавшая в вечности еще прежде, чем конкретные силы и качества проявились в мире.
Автор возвращается к этой идее неоднократно – мы судим о корнях по их порождениям. Поэтому десять сфирот «складываются» в три высшие сфиры. А сами они потенциально пребывают в полном единстве в первой сфире – Кетер. Она называется словом «Ничто» (на иврите אין), и сами три буквы этого слова обозначают три сфиры. Алеф (א) – это сам Кетер, абсолютное единство. Йуд (י) – это Хохма, первая буква божественного имени. Нун (נ или ן) – это Бина, поскольку эта буква равна 50 по числовому значению, что отсылает нас к известному высказыванию Талмуда о «пятидесяти вратах понимания».
И так наше постижение восходит от ступени к ступени, что в итоге мы приходим к утверждению троицы даже над миром Ацилут и системой сфирот. Собственно, этой теме посвящен весь раздел книги, из которого я привел цитату. Над всеми десятью сфирот, в самом Бесконечном, выделяется три вечных трансцендентных начала. Ранние каббалисты называли их «Цахцахот» (צחצחות), что можно приблизительно перевести как «чистейшие». Первое из этих начал называется «Древний (или первичный) свет» (אור קדמון), второе – «Чистый свет» (אור צח), третье – «Чистейший свет» (אור מצוחצח).
Из этого видно, что принцип троичности настолько важен и необходим, что пронизывает всю структуру мироздания до самой сущности Бога. Тройственны не только Его зримые проявления, и даже не только силы, которые Он явил в Своем божественном мире; уже в самом Бесконечном (а это для каббалиста высшее, о чем только можно помыслить) кроется число 3.
Подводя итог этой части своего анализа, процитирую еще раз Элифаса Леви, который говорит о связи христианства и каббалы:
«Тройное, будучи основным принципом всякой каббалы, или священного предания наших отцов, должно было сделаться основным догматов христианства, кажущийся дуализм которого оно объясняет посредничеством гармоничного и всемогущего единства».
Однако, в следующих статьях мы увидим, что каббала пошла гораздо дальше и, отталкиваясь от числа 3, развила систему, в которой в принципе может быть выделено любое количество парцуфов (ипостасей). Благодаря этому сама концепция ипостасей вместо неподвижного и омертвевшего догмата превратилась в гибкий оперативный инструмент познания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий