Сфират а-Омер связан с каббалистической системой сфирот. Всего их десять, но в этот период мы работаем с семью нижними, которые соответствуют семи неделям между Песахом и Шавуотом.
Существует подход, при котором мы накладываем матрицу сфирот на ключевые духовные «семерки» и ищем параллели и связи. Рассмотрим сопоставление семи сфирот и семи дней творения, которые описаны в начале Торы.
Эти семь дней — это семь этапов сотворения мира, и мы можем
воспринимать текст Торы как символическое духовное описание.
Сопоставление описаний сфирот и дней творения взаимно проливает свет на лучшее понимание концепции дней творения и самих сфирот. Глядя на сотворенные в шесть дней объекты сквозь призму сфирот, мы обнаруживаем духовно-символическое значение этих объектов из Торы.
Семь сфирот разделяются по формуле 3 + 3 + 1, и дни творения можно разделить по такой же формуле.
Седьмой день творения — шаббат — соответствует сфире малхут (царство), которая интегрирует в себе предыдущие сфирот. Три первых дня творения выражают более абстрактные структуры: свет, границы (воды и небес) и сушу, включающую растения. Три следующих дня творения выражают более конкретные объекты, олицетворяющие эти структуры: светила, излучающие свет; птиц и рыб, живущих в небесах и водах; животных, живущих на суше.
Сопоставим эту схему со сфирот.
Первая триада
Сфира хесед олицетворяет идею расширения, распространения.
В первый день был сотворен свет, который является проявлением этой идеи хеседа. Причем можно говорить и о духовном свете, который противостоит духовной тьме, имеющей две ипостаси — это тьма как (пассивная) пустота, которую свет заполняет, и агрессивная (активная) тьма, которую свет побеждает, разгоняет.
Сфира гвура олицетворяет среди прочего строгость дисциплины, которая проявляется в том числе через границы и рамки. И во второй день творения Б-г с помощью границ разделял воды на верхние и нижние. Вода — это в том числе «дикая» стихия, и ее нужно дисциплинировать и усмирять, а также судить. Суд — это тоже разделение (на правых и виноватых).
Сфира тиферет — это баланс. Появление суши из третьего дня — это баланс между землей и океаном. Растения из третьего дня — это баланс потребления света и воды.
Вторая триада
Сфира нецах — это вечность.
Светила — солнце, луна, планеты и звезды — с точки зрения человека, вечные объекты. И их свет (связан с первым днем) тоже как бы вечно светит на землю (в случае света луны это «динамическая», циклическая вечность).
Один из многих вариантов толкования сфиры ход — это эмпатия, или умение сопереживать. Рыбы и птицы — это существа, живущие в небе и в воде. На духовном языке небо — это духовная высота, вода — это духовная глубина. То есть небо и вода — это внутренний мир, птицы и рыбы представляют символы внутреннего мира, внимание на них — это и есть сопереживание, эмпатия.
Сфира йесод, по некоторым толкованиям, это «опора на реальность». Животные, созданные в шестой день, ходят по земле, опираясь на нее, в отличие от птиц и рыб. Разные животные символизируют разные аспекты реальности.
Финал
Сфира малхут — это реализация, результат. То есть существует процесс (шесть сфирот, называемых также в каббале «зер анпин») и результат. Седьмой день — шаббат — это день, когда мы пожинаем результаты недели, наслаждаясь проделанной за шесть дней работой.
Это очень краткий набросок, проливающий взаимный свет на два величайших духовных «формата» бытия.
Существует подход, при котором мы накладываем матрицу сфирот на ключевые духовные «семерки» и ищем параллели и связи. Рассмотрим сопоставление семи сфирот и семи дней творения, которые описаны в начале Торы.
Эти семь дней — это семь этапов сотворения мира, и мы можем
воспринимать текст Торы как символическое духовное описание.
Сопоставление описаний сфирот и дней творения взаимно проливает свет на лучшее понимание концепции дней творения и самих сфирот. Глядя на сотворенные в шесть дней объекты сквозь призму сфирот, мы обнаруживаем духовно-символическое значение этих объектов из Торы.
Семь сфирот разделяются по формуле 3 + 3 + 1, и дни творения можно разделить по такой же формуле.
Седьмой день творения — шаббат — соответствует сфире малхут (царство), которая интегрирует в себе предыдущие сфирот. Три первых дня творения выражают более абстрактные структуры: свет, границы (воды и небес) и сушу, включающую растения. Три следующих дня творения выражают более конкретные объекты, олицетворяющие эти структуры: светила, излучающие свет; птиц и рыб, живущих в небесах и водах; животных, живущих на суше.
Сопоставим эту схему со сфирот.
Первая триада
Сфира хесед олицетворяет идею расширения, распространения.
В первый день был сотворен свет, который является проявлением этой идеи хеседа. Причем можно говорить и о духовном свете, который противостоит духовной тьме, имеющей две ипостаси — это тьма как (пассивная) пустота, которую свет заполняет, и агрессивная (активная) тьма, которую свет побеждает, разгоняет.
Сфира гвура олицетворяет среди прочего строгость дисциплины, которая проявляется в том числе через границы и рамки. И во второй день творения Б-г с помощью границ разделял воды на верхние и нижние. Вода — это в том числе «дикая» стихия, и ее нужно дисциплинировать и усмирять, а также судить. Суд — это тоже разделение (на правых и виноватых).
Сфира тиферет — это баланс. Появление суши из третьего дня — это баланс между землей и океаном. Растения из третьего дня — это баланс потребления света и воды.
Вторая триада
Сфира нецах — это вечность.
Светила — солнце, луна, планеты и звезды — с точки зрения человека, вечные объекты. И их свет (связан с первым днем) тоже как бы вечно светит на землю (в случае света луны это «динамическая», циклическая вечность).
Один из многих вариантов толкования сфиры ход — это эмпатия, или умение сопереживать. Рыбы и птицы — это существа, живущие в небе и в воде. На духовном языке небо — это духовная высота, вода — это духовная глубина. То есть небо и вода — это внутренний мир, птицы и рыбы представляют символы внутреннего мира, внимание на них — это и есть сопереживание, эмпатия.
Сфира йесод, по некоторым толкованиям, это «опора на реальность». Животные, созданные в шестой день, ходят по земле, опираясь на нее, в отличие от птиц и рыб. Разные животные символизируют разные аспекты реальности.
Финал
Сфира малхут — это реализация, результат. То есть существует процесс (шесть сфирот, называемых также в каббале «зер анпин») и результат. Седьмой день — шаббат — это день, когда мы пожинаем результаты недели, наслаждаясь проделанной за шесть дней работой.
Это очень краткий набросок, проливающий взаимный свет на два величайших духовных «формата» бытия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий