Иудаизм включает в себя тексты Торы и Танаха и интерпретации
мудрецов, которые создали множество комментариев к Торе, а также
сборники мидрашей. Мидраш — это версия детализации событий, о которых в
Торе сказано кратко.
Когда возникло христианство, оно с большим уважением восприняло Тору и Танах, считая (как и евреи) эти тексты имеющими Б-жественное происхождение. Но христиане не всегда доверяли еврейским толкователям и в результате приняли Тору Письменную (Танах), но не Устную (мидраши и интерпретации мудрецов).
Многие современные секулярные евреи оказались солидарны с христианами. Они также говорят, что Тору уважают, но мудрецам доверять не готовы — «они же не Б-г». В результате гигантский еврейский опыт и мудрость выпали из мирового дискурса. Но вряд ли это правильно.
У данной ситуации есть обратная сторона. Сейчас в мире появляется много выдающихся умов, которые не являются официальными раввинами, но которые созидают чрезвычайно важные и уместные идеи на базе Торы. И многие религиозные евреи, привыкшие доверять только официальным авторитетам, гнушаются этих знаний, потому что привыкли черпать знания только из «официально утвержденных источников». В итоге многие из тех, кто не являются ортодоксальными евреями, не доверяют раввинам, а многие ортодоксальные евреи не доверяют нераввинам. И это плачевно, потому что два этих мира содержат выдающиеся знания, соединив которые можно получить важные и актуальные выводы, которые помогут миру процветать, особенно учитывая ситуацию современного кризиса.
Предложим работающее решение, которое помогает вместить в себя обе части мировой мудрости.
Начнем с мидрашей. Это часто весьма неожиданные развития сюжетов, меняющие и углубляющие восприятие персонажей и их намерений. Мидраши — это не Тора, но они помогают постижению высшей мудрости из Торы.
Основная эпоха создания мидрашей — от 3 до 5 веков, более поздние — до 10–12 веков. После этого времени классические мидраши перестали создаваться. Их очень полезно изучать, но надо осознавать, что их статус ниже, чем у Торы.
Современные мудрые люди высказались следующим образом. Нормальный человек имеет врожденную способность воспринимать истину. И человек должен научиться доверять своему чувству и развивать его. Читая мудрые тексты, мы можем начать сами чувствовать, что автор «глаголет истину».
Когда наше чувство становится развитым, мы можем черпать истину из разных источников — религиозных и светских, еврейских и нееврейских. Как говорила моя мама, читая подобные тексты: «Я бы сама так сказала, но не смогла сформулировать так хорошо, как автор».
Чем больше мы читаем разные важные тексты, раскрывающие нам истину, тем более развитым становится наш орган ее восприятия.
Если рассматривать мир с позиции духовной эволюции, то более зрелый человек — это тот, кто сам в состоянии постичь истину, полагаясь на свое внутреннее чувство. Но мир сейчас стоит перед большим вызовом в этом жанре. Политики, рекламисты, социальные медиа и другие паразитируют на менее развитых людях, вбрасывая свои сфабрикованные инсинуации под видом истины. И часто большие толпы зомбируются и начинают верить в эти информационные вбросы, и это смущает.
Ситуация выглядит как раскол человечества на осознающее и продвигающее истину меньшинство (голова) и верящую в инфовбросы толпу (хвост).
Как говорится в пожеланиях на Рош Хашана, желаю читателям, чтобы вы были в голове, а не в хвосте.
Когда возникло христианство, оно с большим уважением восприняло Тору и Танах, считая (как и евреи) эти тексты имеющими Б-жественное происхождение. Но христиане не всегда доверяли еврейским толкователям и в результате приняли Тору Письменную (Танах), но не Устную (мидраши и интерпретации мудрецов).
Многие современные секулярные евреи оказались солидарны с христианами. Они также говорят, что Тору уважают, но мудрецам доверять не готовы — «они же не Б-г». В результате гигантский еврейский опыт и мудрость выпали из мирового дискурса. Но вряд ли это правильно.
У данной ситуации есть обратная сторона. Сейчас в мире появляется много выдающихся умов, которые не являются официальными раввинами, но которые созидают чрезвычайно важные и уместные идеи на базе Торы. И многие религиозные евреи, привыкшие доверять только официальным авторитетам, гнушаются этих знаний, потому что привыкли черпать знания только из «официально утвержденных источников». В итоге многие из тех, кто не являются ортодоксальными евреями, не доверяют раввинам, а многие ортодоксальные евреи не доверяют нераввинам. И это плачевно, потому что два этих мира содержат выдающиеся знания, соединив которые можно получить важные и актуальные выводы, которые помогут миру процветать, особенно учитывая ситуацию современного кризиса.
Предложим работающее решение, которое помогает вместить в себя обе части мировой мудрости.
Начнем с мидрашей. Это часто весьма неожиданные развития сюжетов, меняющие и углубляющие восприятие персонажей и их намерений. Мидраши — это не Тора, но они помогают постижению высшей мудрости из Торы.
Основная эпоха создания мидрашей — от 3 до 5 веков, более поздние — до 10–12 веков. После этого времени классические мидраши перестали создаваться. Их очень полезно изучать, но надо осознавать, что их статус ниже, чем у Торы.
Современные мудрые люди высказались следующим образом. Нормальный человек имеет врожденную способность воспринимать истину. И человек должен научиться доверять своему чувству и развивать его. Читая мудрые тексты, мы можем начать сами чувствовать, что автор «глаголет истину».
Когда наше чувство становится развитым, мы можем черпать истину из разных источников — религиозных и светских, еврейских и нееврейских. Как говорила моя мама, читая подобные тексты: «Я бы сама так сказала, но не смогла сформулировать так хорошо, как автор».
Чем больше мы читаем разные важные тексты, раскрывающие нам истину, тем более развитым становится наш орган ее восприятия.
Если рассматривать мир с позиции духовной эволюции, то более зрелый человек — это тот, кто сам в состоянии постичь истину, полагаясь на свое внутреннее чувство. Но мир сейчас стоит перед большим вызовом в этом жанре. Политики, рекламисты, социальные медиа и другие паразитируют на менее развитых людях, вбрасывая свои сфабрикованные инсинуации под видом истины. И часто большие толпы зомбируются и начинают верить в эти информационные вбросы, и это смущает.
Ситуация выглядит как раскол человечества на осознающее и продвигающее истину меньшинство (голова) и верящую в инфовбросы толпу (хвост).
Как говорится в пожеланиях на Рош Хашана, желаю читателям, чтобы вы были в голове, а не в хвосте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий