Вы можете помочь моему проекту деньгами, профессиональными умениями, навыками и советами.  Jewish Center of Brighton Beach
2915 Ocean Parkway - Brooklyn, NY 11235
Tel.(718) 769-7400 | e-mail: jcofbb@gmail.com

Классы в JCBB - 2915, Ocean Parkway, Brooklyn, NY, 11235:
- понедельник: скайп-урок,
3-5 рм Нью-Йоркского времени
Skype-имя: meirbruk
- среда: 8-10 pm;
- суббота: 12 - 3 рм;
____________
- иллюстрации к моим авторским лекциям 
- иллюстрации к моим урокам Талмуда 

- мой персональный сайт: https://meirbruk.net

среда, 11 марта 2015 г.

Всем.... Хотим.....


Вайакъель.
Подошло время строить Скинию. Недавно мы писали о том, что Скиния – это модель мироздания; есть мидраш, который уподобляет ее детали духовному строению человека. И в духовности человека есть свои «ковчег», «светильник», «жертвенник» и пр. Но есть еще один замечательный аспект, связанный со Скинией: это то, какие требования предъявлялись к ее создателям. «Каждый, чьё сердце побудило его»! Рамбан задает гениально простой технический вопрос: откуда у недавних рабов умение и навыки для создания совсем не простого строения со многими деталями, требующего труда профессионалов? И ответ
на его вопрос только один: сила желания преуспеть. Рамбан пишет, что те, кто чувствовал в себе склонности плотника, скорняка, сталевара, просто пришли к Моше и сказали: «мы СДЕЛАЕМ».
Порой человек видит свои возможности, трезво оценивает их, и самой этой оценкой «хоронит» возможность развить в себе те таланты, которые таятся глубоко-глубоко внутри него. Однако, как учит нас Тора, настоящее ограничение человеческих возможностей лишь одно – его желание. Ничто не устоит перед сильным желанием! Более того, написано в книге «Ховот а-левавот», что, когда человек достигает, казалось бы, своего максимума, если его желание простирается за пределы достигнутого, свыше ему дается возможность продвинуться еще и еще вперед! Это чудесный секрет, который совсем не очевиден людям с материалистическим мировоззрением, но интуитивно понятен любому верующему человеку. И, если человек будет есть математику, спать математику, дышать математику, он достигнет в этом небывалых высот. Если человек будет думать Торой, смотреть Торой, жить Торой, Всевышний откроет тому прекрасные тайны, равных которым он и не думал постичь когда-либо. Но нужно сильно, очень-очень сильно пожелать!
Хорошо, когда изначально еврей живет в среде, где изучение Торы – это доблесть, это почетно. Отрок одиннадцати лет отроду с длинным именем Нафтали Иеуда Цви и с фамилией Берлин жил в такой среде. Но сам звезд с неба не хватал. А надо сказать, что по тем временам, если уж до одиннадцати годков мальчик не впечатлял своими успехами в Торе, было принято считать, что это уже диагноз, это «не его». И родители Нафтали устроили семейный совет, какой профессии обучить своего сынишку, которому Бог, увы, не дал разума стать великим раввином. Он подслушал, мальчик же, любопытно. Подслушал и ужаснулся! Ворвался в комнату родителей, упал на колени и молил об отсрочке! …Двадцать пять лет учился не менее двенадцати часов в день кряду, и стал «аНаЦИВ» - одним из великолепнейших умов последних поколений в нашем народе.
На трапезе, посвященной выходу в свет книги его комментариев на «Шеильтот», он произнес речь, которую процитировали с тех пор в бессчётном количестве книг и статей. Вот пересказ одной из идей, которые он тогда озвучил. и которая касается затронутой нами темы. Жил да был один еврейский сапожник. Хороший сапожник и хороший еврей. Праведный, скромный, честный, трудолюбивый. И даже учащий Талмуд по вечерам после тяжелого трудового дня. И вот настало его время уйти в мир иной. Ну, что скажете? Как его там встретят? Чего еще желать всем нам, как не честно прожитой жизни, полной заповедей и добрых дел. Так, наверное, думал и наш сапожник. Но действительность оказалось не столь радужной: после радушного приема ему задали один, но очень суровым тоном, вопрос: где комментарий на «Шеильтот», а? ГДЕ?? …Сапожник обомлел: с него бы еще написать «Зогар» потребовали! что за странные претензии?! Он сапожник, в жизни никого не обманул, честным трудом зарабатывал себе и семье на жизнь, молился, Тору учил! ЧЕГО ЕЩЕ?! «Так ты не написал комментарий на «Шеильтот», - со скорбью было сказано ему: «Ты зря прожил, еврей. Ты мог, был способен написать его, а ты… эх, ты».
Если кто думает, что эта иллюстрация – плод «литовского» мировоззрения, которое, требуя от каждого еврея максимума, может привести к унынию, к недооценке того, что уже человек достиг, то вот вам зарисовка из жизни «Великого рабби из Карлина». Однажды он попросил одного из учеников подойти к окну и поведать, что он там видит. Тот исполнил веление учителя, подошел, начал рассказывать: вот идет человек, ведет за собой лошадь, впряженную в телегу; вот идет женщина, несет корзину на рынок, полную свежеснесенных яиц… Так он рассказывал о том, кто и куда направляется по улице, что проходит мимо ешивы, пока рабби не прервал его, также подойдя к окну. «А хочешь знать, как я это вижу?» - спросил он ученика. Тот, конечно же, хотел. «Вот идет могила большого праведника и великого ученого, ведет под уздцы лошадь. Он мог бы стать выдающимся талмудистом, но он не захотел напрягаться, ему хорошо и так. И теперь он – могильный камень своих неиспользованных возможностей, не задействованных талантов». И так он продолжал описывать то же самое, что ранее рассказывал ученик, но через свою призму. Через призму Упущенных Возможностей.
Да, такой подход способен нагнать уныние и на более крепкие натуры, чем у многих из читателей. Да, необходимо ценить и то, что мы уже достигли. Но внутри нас должна гореть топка под названием «я могу и хочу большего». Всегда, не угасая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...