На днях я общался с очень мудрым евреем, живущим в Израиле.
Он до приезда в Израиль был крупным ученым, системщиком и аналитиком в Советском Союзе.
В Израиле этот человек стал анализировать и создавать серьезные модели развития государства, проявляя свои таланты на благо еврейской Родины.
Человек этот светский и воспринимает происходящее в Израиле сквозь призму своих светско-научных взглядов.
=-=-=-=-=
Один из тезисов, который он высказал звучит следующим образом.
По его мнению в Израиле — двоевластие, в виде светских с одной стороны и религиозных с другой стороны.
И как он считает, это состояние «нездоровое» и необходимо по его
мнению пойти по стопам Западного мира, который отделил религию от государства и светская власть получила бы возможность «рулить» более «эффективно» - в одиночку без «обузы» (как ему кажется) со стороны религиозного мира.
=-=-=-=-=
Не скроем, такой взгляд разделяют не только большие ученые, но и масса светских израильтян, для которых присутствие религиозной части населения во власти вызывает раздражение.
=-=-=-=-=
Более того, в некотором смысле светский истэблишмент использует религиозный сектор в роли «козла отпущения», создавая в левой прессе образ религиозных как виновников израильских проблем.
К сожалению эта пропагандистская система сильно напоминает (хотя и в более мягкой форме) пропаганду фашистов, которые сделали евреев «козлами отпущения» в своей германской доктрине.
И мы должны осознать, что подобная пропагандистская риторика — очень сильно отравляет и запутывает жизнь еврейского государства.
=-=-=-=-=-=
=-=-=-=-=-=
На самом деле — примитивная идея вытеснить религиозный сектор из власти — нуждается в замене на более адекватную идею — трансформации всей системы иудаизма и в том числе в более динамичном восприятии еврейско-религиозного присутствия.
=-=-=-=-=
Начнем с того, что данный статус еврейского присутствия нуждается в осмыслении.
Еврейский религиозный мир — состоит из нескольких «лагерей»
.
Разделение на «лагеря» также может быть различным.
Мы хотим предложить такую структуру, которая будет нас продвигать к развитию и прогрессу.
Итак, в еврейском духовном пространстве полезно выделить два ключевых лагеря.
(а) «классический» лагерь, представленный ультраортодоксальными кругами.
Его цель — сохранение уникального еврейского уклада, который содержит множество важных духовных идей и концепций.
Эта классическая модель развивалась в течение более 3000 лет и она несет важный «еврейсий дух».
При этом — около 2000 лет еврейские общины развивались в условиях галута (без своего государства, рассеянные в виде общин во многих странах), когда они решали относительно локальные и внутриеврейские задачи.
В дискурсе «классических» евреев отсутствуют наработки в следующих сферах:
не разработаны серьезные принципы взаимоотношений евреев и других народов
не разработаны принципы взаимоотношений евреев и других религий
не разработаны принципы государственного управления
не разработаны принципы ведения войн
не разработаны принципы взаимоотношения с культурой
недостаточно разработаны принципы отношения с миром технологии.
Разработаны, но недостаточно подходы к социальным проблемам.
(список неполный).
То есть на все вышеуказанные вопросы у классических евреев есть простые ответы — «отдались/отделись и не имей дела», ни с другими религиями, ни с неевреями, ни с политикой, ни с войной, ни с культурой, и почти не с технологией.
=-=-=-=-=-=-=
Можно обвинять и критиковать подобный подход, что и делают многие критики иудаизма, включая светских евреев.
Но.... можно предложить более продуктивную формулировку.
Классические евреи играют (в том числе) роль «заповедника» (только не для животных, а для культурно-цивилизационного фактора) и для еврейства ценно, полезно и важно, что в рядах евреев и особенно Израиля — присутствует сектор, сохраняющий традиционный уклад.
Кстати, похожую роль играют амиши в Америке. Никто их не критикует.
Наоборот, их продукцию, особенно экологически чистые продукты — с большим удовольствием приобретают многие американцы.
=-=-=-=-=-=-=-=-=
=-=-=-=-=-=-=-=-=
В реальности — именно такие евреи сейчас играют заметную роль в кнессете и они заметны в своей роли представителей еврейства — во власти.
Но их вклад в решение проблем общества очень незначительный.
=-=-=-=-=-=-=-=-=
Как наиболее продуктивно относиться к такому еврейскому присутствию?
Наиболее деструктивный способ — вешать на них проблемы общества (как это делают многие сейчас) и таким образом ухоить от ответственности.
Наиболее безобидный способ — рассматривать их как остров сохранения «старинных» аутентичных обычаев (подобно амишам) и дать им возможность быть ответственными за поддержание в порядке острова/заповедника.
=-=-=-=-=
Партии ортодоксальных евреев во власти решают весьма локальные задачи — поддержки своего электората и «выбивания» бюджета на свои проекты.
Это — тоже полезная деятельность, но она никак не связана с глобальными задачами.
Итак, надо понимать, что голос классической общины в принятии решений по государственным делам — минимальный, но задача не отодвинуть религиозных евреев от власти, но вырастить «новых» религиозных евреев, которые будут компетентными и продуктивными в решении новых вызовов и проблем.
=-=-=-=-=
ЧАСТЬ 2
Итак, к сожалению, подавляющее большинство евреев и неевреев — рассматривает иудаизм только в лице группы классических евреев.
И нам нужно — двигаться к созданию «второго лагеря» религиозных евреев.
=-=-=-=
С другой стороны, надо учесть, что американское еврейство провело свой водораздел среди евреев по специфическому критерию — по степени соблюдения заповедей.
Были созданы реформистские, консервативные и ортодоксальные общины.
Но... и реформисты и консерваторы — почти не предлагают серьезного вклада в решение новых вызовов, но просто создают себе различные облегчения в плане солюдения заповедей.
=-=-=-=-=
Поэтому сейчас модель американского разделения будет нам неинтересна.
И мы не будем путать нашу модель с америкнской, а будем создавать другую модель.
=-=-=-=-=
Какова наша цель?
Мы хотим продемонстрировать, что иудаизм и еврейство — это не только классическая модель, обращенная в прошлое, но и модель, которую условно называют «модернистская», обращенная в будущее.
Термин модернистскя — тоже будет условным, но в первом чтении — мы им воспользуемся.
=-=-=-=-=-=
Чем нам будет интересна модернистская версия иудаизма и еврейства?
Мы сейчас дадим очень простую формулировку.
Мы в начале составили список тех вызовов, которые игнорирет классическое еврейство.
Повторим ситуацию с классическим иудаизмом.
В нем:
не разработаны серьезные принципы взаимоотношений евреев и других народов
не разработаны принципы взаимоотношений евреев и других религий
не разработаны принципы государственного управления
не разработаны принципы ведения войн
не разработаны принципы взаимоотношения с культурой
недостаточно разработаны принципы отношения с миром технологии.
Разработаны, но недостаточно подходы к социальным проблемам.
(список неполный).
Все эти и также ДРУГИЕ темы — могут и должны быть проработаны - «новым» еврейством.
=-=-=-=-=-=-
ИНТЕРЕСНЫЙ «БРЭНД».
Как мы уже указывали, такое «новое» еврейство обращено не в прошлое, но в будущее.
В иудаизме есть некоторая концепция, связанная с будущим.
Это концепция Мошиаха, который прийдет и установит правильную систему общественных отношений.
На самом деле — задача «нового» иудаизма состоит именно в том — в нахождении и построении такой системы.
Поэтому новую версию иудаизма возможно имеет смысл связать с концептом Мошиаха.
=-=-=-=-=
При этом нужно быть аккуратным, так как христиане переименовали Мошиаха в Мессию и создали «мессианских евреев», которые пытаются привнести идеи Иисуса в иудаизм, что совершенно не входит в нашу программу.
Поэтому термин мессианский иудаизм нам не подходит из-за христианских искажений.
Но термин мошиахальный иудаизм — в некоторых контекстах может быть более чем уместным.
Термин Мошиахальный — будет подчеркивать направленность в будущее.
Но мы не будем настаивать на такой версии, чтобы те, кто имеет напряжение по отношению к данной формулировке — не отторгали идею в-целом из-за неоднозначности использования термина.
==-=-=-=-=-=
Итак, мы выставляем на всеобщее внимание — очень мощную концепцию.
(а) современная политическая ситуация, когда в политике религиозное еврейство представлены классическими силами — является неэффективным и вызывает напряжение, доходящее до провокационных схем сваливания на религиозных евреев вины за проблемы.
(б) должно быть развито «новое» еврейство (возможно с обозначением - «Мошиахальное») которое будет «иметь что сказать» и предложить по тем насущным проблемам, которые мы описали.
=-=-=-=-=-=-=
РЕСУРСЫ НОВОГО ЕВРЕЙСТВА
А теперь самое главное — что смогут предложить представители «нового» еврейства израильскому обществу и человечеству.
Набросаем перспективу — в виде кратких тезисов.
(а) в иудаизме кроме заповедей и классических концептов — заложен огромный потенциал.
Часть его свернута в схемах каббалы.
Старое еврейство держит каббалу «под спудом», не давая ей дорогу «развернуться».
Наши разработки совместно с заинтересованными коллегами — показали, что каббала может быть развернута во множество животрепещущих тем — от социальных до психологических, от культурологических до военных и политических.
(б) каббала — уже успела заработать имидж «модного» учения о котором слышали многие.
Но пока оно еще не до конца показало себя.
Но кроме каббалы есть еше несколько областей имеющих огромные перспективы.
Текст Торы и Танаха (он же Ветхий Завет — у христиан) также содержит множество мощных схем.
Мы уже упоминали древний опыт Филона Александрийского и современный опыт рава Джонатана Сакса (бывший главный раввин Англии).
Тора содержит уникальные подходы к самым разным животрепещущим проблемам.
Мы уже более десяти лет разворачиваем эти подходы на наших уроках в Еврейском Центре в Бруклине.
Тора — это супермощная коллекция ресурсов, схем, архетипов и метафор.
Схемы Торы тесно переплетаются со схемами каббалы, так как оба ресурса идут из одного источника.
Как выясняется, сегодняшние события в политике и других сферах — очень серьезно перекликаются с сюжетами Торы и Тора дает ценные подсказки, подводящие к новым решениям.
Итак, каббала и Тора — входят в ресурсы «нового» еврейства.
(в) еврейство за время своего развития немало ресурсов почерпнуло из других систем.
Так каббала сфирот — использовала греческую теорию эманаций, разработанную неоплатониками.
Рамбам внес в философию иудаизма идеи Аристотеля.
Сейчас наступило время резко активизировать процесс конвергенции еврейских ресурсов и лучших ресурсов, разработанных мыслителями народов мира.
К сожалению до недавнего времени — евреи в лице классических евреев отгораживались от нееврейских идей.
А неевреи — с пренебрежением смотрели на еврейские идеи, из-за множества предрассудков и из-за закрытости еврейского дискурса от внешних наблюдателей.
Сейчас наступило время активной совместной работы.
=-=-=-=-=
Интереснейшим прецедентом этой работы является наш совсем новый проект совместной работы в котором я активно взаимодействую с российским ученым Владиславом Ивановичем Редюхиным.
Наши совместные поиски и находки возникают благодаря взаимному интересу и появлению фактора коныергенции и взаимного усиления.
Кроме этого — мы рефлексируем и анализируем опыт нашего взаимодействия, чтобы понять — как эффективнее всего устроить полобный механизм партнерства.
Сейчас мы начинаем подключать к нашим разработкам и других выдающихся деятелей, обладающих знаниями и умениями работы в ситуации новых вызовов.
Этот процесс обещает быть очень перспективным.
Такой конгломерат — мы и будем понимать под «новым» еврейством.
В нем будет достаточно сильна еврейская составляющая.
Но он будет опираться на лучшие разработки мирового разума.
Поэтому он будет совмещать сильные стороны и еврейства и мировой культуры.
Именно такое направление — будет достойно стать руководством к действию в частности для современного Израиля.
Потому на предложение «отлучить» религиозных евреев от власти — мы предлагаем кардинально другое и очень перспективное направление — оформить движение «нового» еврейства, которое будет «заточено» на решение новейших вызовов — и которое сможет предложить не только Израилю, но и миру — эффективные решения насущных проблем.
========
PS Мы специально несколько упростили и смягчили описание классического иудаизма.
На самом деле - в нем можно найти множество интереснейших и глубинных идей и ресурсов...
И в них есть много взаимосвязей....
Но - важно вырабатывать более активную жизненную позицию, опираясь на еврейские и партнерские им модели и подходы..... и тогда мы получим не один а два - ценных ресурса.
Как говорилось когда-то: "классики" и "современники" - в нашем распоряжении
Он до приезда в Израиль был крупным ученым, системщиком и аналитиком в Советском Союзе.
В Израиле этот человек стал анализировать и создавать серьезные модели развития государства, проявляя свои таланты на благо еврейской Родины.
Человек этот светский и воспринимает происходящее в Израиле сквозь призму своих светско-научных взглядов.
=-=-=-=-=
Один из тезисов, который он высказал звучит следующим образом.
По его мнению в Израиле — двоевластие, в виде светских с одной стороны и религиозных с другой стороны.
И как он считает, это состояние «нездоровое» и необходимо по его
мнению пойти по стопам Западного мира, который отделил религию от государства и светская власть получила бы возможность «рулить» более «эффективно» - в одиночку без «обузы» (как ему кажется) со стороны религиозного мира.
=-=-=-=-=
Не скроем, такой взгляд разделяют не только большие ученые, но и масса светских израильтян, для которых присутствие религиозной части населения во власти вызывает раздражение.
=-=-=-=-=
Более того, в некотором смысле светский истэблишмент использует религиозный сектор в роли «козла отпущения», создавая в левой прессе образ религиозных как виновников израильских проблем.
К сожалению эта пропагандистская система сильно напоминает (хотя и в более мягкой форме) пропаганду фашистов, которые сделали евреев «козлами отпущения» в своей германской доктрине.
И мы должны осознать, что подобная пропагандистская риторика — очень сильно отравляет и запутывает жизнь еврейского государства.
=-=-=-=-=-=
=-=-=-=-=-=
На самом деле — примитивная идея вытеснить религиозный сектор из власти — нуждается в замене на более адекватную идею — трансформации всей системы иудаизма и в том числе в более динамичном восприятии еврейско-религиозного присутствия.
=-=-=-=-=
Начнем с того, что данный статус еврейского присутствия нуждается в осмыслении.
Еврейский религиозный мир — состоит из нескольких «лагерей»
.
Разделение на «лагеря» также может быть различным.
Мы хотим предложить такую структуру, которая будет нас продвигать к развитию и прогрессу.
Итак, в еврейском духовном пространстве полезно выделить два ключевых лагеря.
(а) «классический» лагерь, представленный ультраортодоксальными кругами.
Его цель — сохранение уникального еврейского уклада, который содержит множество важных духовных идей и концепций.
Эта классическая модель развивалась в течение более 3000 лет и она несет важный «еврейсий дух».
При этом — около 2000 лет еврейские общины развивались в условиях галута (без своего государства, рассеянные в виде общин во многих странах), когда они решали относительно локальные и внутриеврейские задачи.
В дискурсе «классических» евреев отсутствуют наработки в следующих сферах:
не разработаны серьезные принципы взаимоотношений евреев и других народов
не разработаны принципы взаимоотношений евреев и других религий
не разработаны принципы государственного управления
не разработаны принципы ведения войн
не разработаны принципы взаимоотношения с культурой
недостаточно разработаны принципы отношения с миром технологии.
Разработаны, но недостаточно подходы к социальным проблемам.
(список неполный).
То есть на все вышеуказанные вопросы у классических евреев есть простые ответы — «отдались/отделись и не имей дела», ни с другими религиями, ни с неевреями, ни с политикой, ни с войной, ни с культурой, и почти не с технологией.
=-=-=-=-=-=-=
Можно обвинять и критиковать подобный подход, что и делают многие критики иудаизма, включая светских евреев.
Но.... можно предложить более продуктивную формулировку.
Классические евреи играют (в том числе) роль «заповедника» (только не для животных, а для культурно-цивилизационного фактора) и для еврейства ценно, полезно и важно, что в рядах евреев и особенно Израиля — присутствует сектор, сохраняющий традиционный уклад.
Кстати, похожую роль играют амиши в Америке. Никто их не критикует.
Наоборот, их продукцию, особенно экологически чистые продукты — с большим удовольствием приобретают многие американцы.
=-=-=-=-=-=-=-=-=
=-=-=-=-=-=-=-=-=
В реальности — именно такие евреи сейчас играют заметную роль в кнессете и они заметны в своей роли представителей еврейства — во власти.
Но их вклад в решение проблем общества очень незначительный.
=-=-=-=-=-=-=-=-=
Как наиболее продуктивно относиться к такому еврейскому присутствию?
Наиболее деструктивный способ — вешать на них проблемы общества (как это делают многие сейчас) и таким образом ухоить от ответственности.
Наиболее безобидный способ — рассматривать их как остров сохранения «старинных» аутентичных обычаев (подобно амишам) и дать им возможность быть ответственными за поддержание в порядке острова/заповедника.
=-=-=-=-=
Партии ортодоксальных евреев во власти решают весьма локальные задачи — поддержки своего электората и «выбивания» бюджета на свои проекты.
Это — тоже полезная деятельность, но она никак не связана с глобальными задачами.
Итак, надо понимать, что голос классической общины в принятии решений по государственным делам — минимальный, но задача не отодвинуть религиозных евреев от власти, но вырастить «новых» религиозных евреев, которые будут компетентными и продуктивными в решении новых вызовов и проблем.
=-=-=-=-=
ЧАСТЬ 2
Итак, к сожалению, подавляющее большинство евреев и неевреев — рассматривает иудаизм только в лице группы классических евреев.
И нам нужно — двигаться к созданию «второго лагеря» религиозных евреев.
=-=-=-=
С другой стороны, надо учесть, что американское еврейство провело свой водораздел среди евреев по специфическому критерию — по степени соблюдения заповедей.
Были созданы реформистские, консервативные и ортодоксальные общины.
Но... и реформисты и консерваторы — почти не предлагают серьезного вклада в решение новых вызовов, но просто создают себе различные облегчения в плане солюдения заповедей.
=-=-=-=-=
Поэтому сейчас модель американского разделения будет нам неинтересна.
И мы не будем путать нашу модель с америкнской, а будем создавать другую модель.
=-=-=-=-=
Какова наша цель?
Мы хотим продемонстрировать, что иудаизм и еврейство — это не только классическая модель, обращенная в прошлое, но и модель, которую условно называют «модернистская», обращенная в будущее.
Термин модернистскя — тоже будет условным, но в первом чтении — мы им воспользуемся.
=-=-=-=-=-=
Чем нам будет интересна модернистская версия иудаизма и еврейства?
Мы сейчас дадим очень простую формулировку.
Мы в начале составили список тех вызовов, которые игнорирет классическое еврейство.
Повторим ситуацию с классическим иудаизмом.
В нем:
не разработаны серьезные принципы взаимоотношений евреев и других народов
не разработаны принципы взаимоотношений евреев и других религий
не разработаны принципы государственного управления
не разработаны принципы ведения войн
не разработаны принципы взаимоотношения с культурой
недостаточно разработаны принципы отношения с миром технологии.
Разработаны, но недостаточно подходы к социальным проблемам.
(список неполный).
Все эти и также ДРУГИЕ темы — могут и должны быть проработаны - «новым» еврейством.
=-=-=-=-=-=-
ИНТЕРЕСНЫЙ «БРЭНД».
Как мы уже указывали, такое «новое» еврейство обращено не в прошлое, но в будущее.
В иудаизме есть некоторая концепция, связанная с будущим.
Это концепция Мошиаха, который прийдет и установит правильную систему общественных отношений.
На самом деле — задача «нового» иудаизма состоит именно в том — в нахождении и построении такой системы.
Поэтому новую версию иудаизма возможно имеет смысл связать с концептом Мошиаха.
=-=-=-=-=
При этом нужно быть аккуратным, так как христиане переименовали Мошиаха в Мессию и создали «мессианских евреев», которые пытаются привнести идеи Иисуса в иудаизм, что совершенно не входит в нашу программу.
Поэтому термин мессианский иудаизм нам не подходит из-за христианских искажений.
Но термин мошиахальный иудаизм — в некоторых контекстах может быть более чем уместным.
Термин Мошиахальный — будет подчеркивать направленность в будущее.
Но мы не будем настаивать на такой версии, чтобы те, кто имеет напряжение по отношению к данной формулировке — не отторгали идею в-целом из-за неоднозначности использования термина.
==-=-=-=-=-=
Итак, мы выставляем на всеобщее внимание — очень мощную концепцию.
(а) современная политическая ситуация, когда в политике религиозное еврейство представлены классическими силами — является неэффективным и вызывает напряжение, доходящее до провокационных схем сваливания на религиозных евреев вины за проблемы.
(б) должно быть развито «новое» еврейство (возможно с обозначением - «Мошиахальное») которое будет «иметь что сказать» и предложить по тем насущным проблемам, которые мы описали.
=-=-=-=-=-=-=
РЕСУРСЫ НОВОГО ЕВРЕЙСТВА
А теперь самое главное — что смогут предложить представители «нового» еврейства израильскому обществу и человечеству.
Набросаем перспективу — в виде кратких тезисов.
(а) в иудаизме кроме заповедей и классических концептов — заложен огромный потенциал.
Часть его свернута в схемах каббалы.
Старое еврейство держит каббалу «под спудом», не давая ей дорогу «развернуться».
Наши разработки совместно с заинтересованными коллегами — показали, что каббала может быть развернута во множество животрепещущих тем — от социальных до психологических, от культурологических до военных и политических.
(б) каббала — уже успела заработать имидж «модного» учения о котором слышали многие.
Но пока оно еще не до конца показало себя.
Но кроме каббалы есть еше несколько областей имеющих огромные перспективы.
Текст Торы и Танаха (он же Ветхий Завет — у христиан) также содержит множество мощных схем.
Мы уже упоминали древний опыт Филона Александрийского и современный опыт рава Джонатана Сакса (бывший главный раввин Англии).
Тора содержит уникальные подходы к самым разным животрепещущим проблемам.
Мы уже более десяти лет разворачиваем эти подходы на наших уроках в Еврейском Центре в Бруклине.
Тора — это супермощная коллекция ресурсов, схем, архетипов и метафор.
Схемы Торы тесно переплетаются со схемами каббалы, так как оба ресурса идут из одного источника.
Как выясняется, сегодняшние события в политике и других сферах — очень серьезно перекликаются с сюжетами Торы и Тора дает ценные подсказки, подводящие к новым решениям.
Итак, каббала и Тора — входят в ресурсы «нового» еврейства.
(в) еврейство за время своего развития немало ресурсов почерпнуло из других систем.
Так каббала сфирот — использовала греческую теорию эманаций, разработанную неоплатониками.
Рамбам внес в философию иудаизма идеи Аристотеля.
Сейчас наступило время резко активизировать процесс конвергенции еврейских ресурсов и лучших ресурсов, разработанных мыслителями народов мира.
К сожалению до недавнего времени — евреи в лице классических евреев отгораживались от нееврейских идей.
А неевреи — с пренебрежением смотрели на еврейские идеи, из-за множества предрассудков и из-за закрытости еврейского дискурса от внешних наблюдателей.
Сейчас наступило время активной совместной работы.
=-=-=-=-=
Интереснейшим прецедентом этой работы является наш совсем новый проект совместной работы в котором я активно взаимодействую с российским ученым Владиславом Ивановичем Редюхиным.
Наши совместные поиски и находки возникают благодаря взаимному интересу и появлению фактора коныергенции и взаимного усиления.
Кроме этого — мы рефлексируем и анализируем опыт нашего взаимодействия, чтобы понять — как эффективнее всего устроить полобный механизм партнерства.
Сейчас мы начинаем подключать к нашим разработкам и других выдающихся деятелей, обладающих знаниями и умениями работы в ситуации новых вызовов.
Этот процесс обещает быть очень перспективным.
Такой конгломерат — мы и будем понимать под «новым» еврейством.
В нем будет достаточно сильна еврейская составляющая.
Но он будет опираться на лучшие разработки мирового разума.
Поэтому он будет совмещать сильные стороны и еврейства и мировой культуры.
Именно такое направление — будет достойно стать руководством к действию в частности для современного Израиля.
Потому на предложение «отлучить» религиозных евреев от власти — мы предлагаем кардинально другое и очень перспективное направление — оформить движение «нового» еврейства, которое будет «заточено» на решение новейших вызовов — и которое сможет предложить не только Израилю, но и миру — эффективные решения насущных проблем.
========
PS Мы специально несколько упростили и смягчили описание классического иудаизма.
На самом деле - в нем можно найти множество интереснейших и глубинных идей и ресурсов...
И в них есть много взаимосвязей....
Но - важно вырабатывать более активную жизненную позицию, опираясь на еврейские и партнерские им модели и подходы..... и тогда мы получим не один а два - ценных ресурса.
Как говорилось когда-то: "классики" и "современники" - в нашем распоряжении
Комментариев нет:
Отправить комментарий