(очень черновая версия) ИМХО
Вопросы взаимоотношения государства и религии в Израиле — относятся к весьма острым.
Проблема в том, что пока не даны четкие определения и не выяснено в чем конфликт интересов, ситуация будет не очень здоровой, порождая и подкармливая вирусы взаимной неприязни.
Давайте постараемся начать по возможности расчищать территорию, чтобы было на чем строить здоровые основания.
=-=-=-=
В чем суть государства?
Государство защищает интересы ВСЕХ своих граждан.
И также некоторые интересы жителей, которые не граждане...
В Израиле под всеми гражданами понимаются:
религиозные евреи
традиционные евреи
нерелигиозные евреи
неевреи,
в том числе арабы, в том числе те, которые относятся к евреям не совсем
лояльно.
=-=-=-=-=
При этом — в связи с еврейским характером государства должны существовать некие преференции традиционному (ортодоксальному и примкнувшему) еврейству, но эти преференции должны формироваться умно, с тактом и с учетом различных факторов...
=-=-=-=-=
Приведем четыре горячих примера:
(а) автобусы, не ездящие по Шабатам.
(б) регистрация браков между евреями и неевреями.
(в) разные критерии гиюра
(г) молитва у Стены Плача — совместно, раздельно или как?
АВТОБУСЫ И ШАБАТ
Краткая справка.
В далекие времена — в рамках соглашений между религиозным сообществом и государством было принято (в том числе) не выпускать на линии общественный транспорт в Шабат....
Желающие ездить — пусть тратятся на такси....
Комментарий:
Это — самый безобидный вопрос из вышеупомянутых.
На самом деле — на том историческом этапе это был некий способ моральной поддержки религиозных евреев (назовем это так....)
Проблематика:
все нерелигиозные евреи и тем более неевреи — никак не будут начинать соблюдать Шабат из-за того, что им не дадут автобусов в Шабат.....
Они скорее будут раздраженно думать о религиозных евреях... чем будут увеличивать неприязнь между двумя секторами израильского общества.
ИМХО, есть смысл пустить автобусы в Шабат, посадив за руль неевреев (там вполне достаточно арабских водителей).
Религиозных это никак не заденет и не затронет.
Дополнительные бонусы.
Если человек начинает соблюдать Шабат, он сможет вечером поехать (даже на автобусе) в гости к друзьям — и даже если он при эом ездит на автобусе, но гостит у друзей с Шаббатним настроем — это будет замечательно.
Вы скажете, что он конечно может поехать и на такси, но автобус ощущается гораздо менее нарушающим.....
Кроме того, можно даже сделать какие-нибудь Шаббатние билеты, которые покупаются заранее и как-нибудь отдаются в руки водителю.....
Тем более, что в Иерусалиме, например, есть эрув, то есть можно в Шабат носить вещи в руках.
Такие билеты будут не подходить под ведомство ортодоксального раввината, но могут быть в ведомстве автобусной кампании, которая может продавать одноразовые билеты — для желающих минимизировать нарушение Шаббата.
Я знаю, что ортодоксальные товарищи — скажут, что это все равно нарушение — и поэтому ай-яй-яй... но — если говорить о еврействе в-целом, то такие варианты смогут привести евреев к большему соблюдению.... постепенно....
И даже есть реальный шанс, что некоторые евреи постепенно настолько проникнутся идеей Шабата, что постепенно и на автобусах ездить в Шабат перестанут....
начав — с промежуточной версии — автобусов — со спец.квази-Шабатними билетами...
Можете назвать эти билеты Шабат по Эгедовски (Эгед — название автобусной кампании в Израиле). Тогда это не будет привлекать гнев ортодоксального мира, а остальных евреев сделает более доброжелательными....
=-=-=-=
(б) регистрация БРАКОВ между евреями и неевреями.
В свое время была объявлена монополия на заключение браков — для Раввината.
Цель — остановить межнациональные браки.
Результат — люди ездят на Кипр (благо недалеко) и регистрируются (увы...) продолжая пополнять ассимилированную группу...
Вывод: то небольшое препятствие смешанным бракам (а оно действительно небольшое, пары не особенно напрягаясь ездят на Кипр) — не играет особой роли в сдерживании процесса.
Нужно ли делать сей процесс светского брака доступным?
Наверное, можно оставить этот барьер, но не считать его серьезным,
а объявить — символическим, так как увы, его роль остается в символической форме....
=-=-=-=
(В) ГИЮРЫ.
Сейчас в Израиле есть монополия на гиюр — для ортодоксальных судов.
Остальные — не признаются....
Вопрос — не признаются кем и чем....
Ответ — в серьезных ортодоксальных кругах по понятным причинам — озабочены, что «несерьезные» гиюры — создадут путаницу, когда люди захотят жениться и будут натыкаться на непонятно каких евреев.... и это реальная проблема...
Вопрос непростой...
Возможный вариант ответа.....
В принципе есть несколько ситуаций, когда строгость гиюра играет роль.
(а) при женитьбе на девушке, если ее гиюр несерьезный, то дети — будут иметь непонятный статус
(б) при молитве в миньяне — непонятно, считать ли человека с непонятным гиюром — частью миньяна...
В данном случае — набросаем черновые мысли...
Возможно, что пора начать использовать электронную систему регистрации (предлагаю это — с большой долей аккуратности).....
И человек, прошедший гиюр — может отмечаться в некой Базе данных — с учетом степени серьезности его гиюра...
При этом — должен быть предусмотрен — upgrade, когда человек решает повысить степень строгости своего гиюра...
=-=-=-=-=
Интересные нюансы.
(ааа) представим себе (и у меня есть такие знакомые) — пожилую женщину, которая почувствовала себя еврейкой (или подозревает, что у нее еврейские предки, но доказать не может).....
Такая женщина:
уже не может рожать детей, поэтому вопрос с еврейством ее детей не стоит;
не будучи мужчиной, ей не нужно ходить молиться в миньян и ее никто по ошибке в миньяне не посчитает.....
Таким образом, ее еврейская самоидентификация — никак не создаст путаницу в конкретных ситуациях.
Я знаю несколько таких очень уважаемых и духовных женщин, которым очень хочется считать себя еврейками, но они не готовы соблюдать с полной серьезностью (по крайней мере пока...)
Вполне возможно, что для таких женщин — некий формат менее формального гиюра — будет сравнительно разумным.
(ббб) интересна ситуация с миньяном.
Дело в том, что в синагогах, когда приходит новый человек на молитву, никогда не докапываются до его еврейства.
Я лично знаю только один «кривой» случай. К нам в синагогу пришел негр, который стал рассказывать очень запутанные истории из своей жизни....
Из-за его не совсем типичной внешности — мы заподозрили и перестраховались, то есть когда он в миньне был десятым, мы ждали одиннадцатого...
Но я полагаю, что если бы дядечка был белый, никто бы не стал «докапываться»....
=-=-=-=-=
То есть — если некто, не будучи евреем, захочет ходить молиться в синагогу, то он легко сможет «мешаться с толпой».
Более того, раньше своих определяли по владению ивритом как текстовым, так и некоторым фрагментом устного.
Сейчас же многие ассимилированные евреи, как русские, так и американские — могут совсем не знать иврита.
И какой-нибудь самоучка нееврей, который сам купил молитвенник и курс иврита — может выглядеть более аутентично, чем стопроцентный еврей, выросший в советском атеистическом обществе.
Так что и здесь — все на столь очевидно, а скорее наоборот.
=-=-=-=-=
Думается, что вопрос не в наличии в Израиле альтернативных гиюров, а в возможности как-то отслеживать разные вариации....
И если аутентичное еврейство тоже определяется весьма туманно (только в Советском Союзе была пятая графа), то думаю, что нужно просто иметь Базу Данных — где неформально обгиюренные евреи бы помечались, но сугубо для серьезных ситуаций, как брак, дабы предотвратить смешения.... и некие смежные с этой области.
=-=-=-=-=
Развитие мысли....
У меня есть некое ощущение (не совсем формальное), что было бы любопытно ввести какой-нибудь симпатичный статус, подобный тому как в спорте есть «кандидат в мастера» и «мастер», или в науке «член-корреспондент» и «Академик».... или даже советский «кандидат наук»
При этом — можно заметить, что и «кандидат в мастера» и «член-корреспондент» и даже «кандидат наук» - это очень уважаемые статусы сами по себе...
И было бы весьма симпатично — как-нибудь развить эту тему и предлагать сочувствующим — даже в Израиле, вхождение в общество таких «кандидатов»....
На самом деле — этот жест имеет скорее символическую природу, но он может создать гораздо более теплые чувства между евреями и неевреями, чем возведение жесткого барьера, который к тому же сейчас игнорируется светскими евреями, которые делают все что считают нужным, никак не соотносясь с религиозным обществом.
=-=-=-=
(Г) СТЕНА ПЛАЧА
Эта тема — тоже имеет интересные следствия...
С одной стороны, это синагога — и в ней важно соблюдение правил молитвы, которое в еврейском ортодоксальном контексте означает раздельность мужчин и женщин.
С другой стороны, туда приходит много туристов....
И в принципе ситуация становится несколько размытой...
Кстати, в обычных ситуациях — когда смешанная группа приходит в Стене Плача — они могут собраться вокруг разделяющей перегородки, что и происходит при Бар-мицвах....
=-=-=-=-=
Но что же делать с альтернативными группами?
=-=-=-=-=
Опять же ИМХО — мне кажется, что чтобы сбросить «пар» лишнего недовольства — стоит выделить третий фрагмент Стены — при чем сбоку от женской части, подальше от части мужской....
На эту часть можно пускать женщин в сопровождении мужчин.... которые захотят быть возле Стены Плача вместе....
Приведу пример.
Мои родители не были религиозными евреями, но моя мама была очень духовной, а папа очень любил и уважал маму.
И папе в синагоге в отрыве от мамы было очень неуютно.
И если бы он мог стоять рядом с моей мамой, он бы себя чувствовал гораздо более счастливым.
И это — не из противопоставления еврейству, а из характера.
Кстати, сейчас очень много женщин в семьях — гораздо более духовны, чем их мужья.
И у меня среди учеников — очень много таких случаев.
И жены ходят в синагогу, а мужья — сидят дома и смотрят телевизор.
Но — если бы мужья могли (на начальном этапе) сидеть рядом с женами, то это бы подвигло некоторых из них постепенно — и дорасти до более аутентичного подхода и они бы стали более сознательными завсегдатаями синагог.
Но на первом этапе — близость и уважение к жене (как в случае с моими родителями) помогло продвинуть ситуацию — в случае таких специфических секций — со смешанным присутствием.
Кстати, у нас в синагоге — есть два этажа.
На основном этаже — мужчины и женщины сидят раздельно.
Балкон — место как бы неподконтрольное.
И иногда туда приходят семейные пары и мы как бы закрываем глаза на это и они там сидят (особенно на Йом-Кипур) вместе и чувствуют себя более адекватно....
И хотя это как бы неофициальная ситуация — с балконом, стоило бы подумать — об аккуратном введении подобных вариантов...
Или скажем так — мы не приглашаем в такие места (как наш балкон), но и не «прогоняем» людей.
Мне кажется ИМХО, что возле Стены Плача — было бы разумно сделать такую секцию....
==-=-=
Мы конечно не осветили всех вопросов...
И не дали всех ответов....
Но мне кажется, что подобное аккуратное рассмотрение ситуации — может сделать много полезных шагов к сближению общества, создав между религиозными и светскими евреями — более позитивную атмосферу, там где это уместно...
Вопросы взаимоотношения государства и религии в Израиле — относятся к весьма острым.
Проблема в том, что пока не даны четкие определения и не выяснено в чем конфликт интересов, ситуация будет не очень здоровой, порождая и подкармливая вирусы взаимной неприязни.
Давайте постараемся начать по возможности расчищать территорию, чтобы было на чем строить здоровые основания.
=-=-=-=
В чем суть государства?
Государство защищает интересы ВСЕХ своих граждан.
И также некоторые интересы жителей, которые не граждане...
В Израиле под всеми гражданами понимаются:
религиозные евреи
традиционные евреи
нерелигиозные евреи
неевреи,
в том числе арабы, в том числе те, которые относятся к евреям не совсем
лояльно.
=-=-=-=-=
При этом — в связи с еврейским характером государства должны существовать некие преференции традиционному (ортодоксальному и примкнувшему) еврейству, но эти преференции должны формироваться умно, с тактом и с учетом различных факторов...
=-=-=-=-=
Приведем четыре горячих примера:
(а) автобусы, не ездящие по Шабатам.
(б) регистрация браков между евреями и неевреями.
(в) разные критерии гиюра
(г) молитва у Стены Плача — совместно, раздельно или как?
АВТОБУСЫ И ШАБАТ
Краткая справка.
В далекие времена — в рамках соглашений между религиозным сообществом и государством было принято (в том числе) не выпускать на линии общественный транспорт в Шабат....
Желающие ездить — пусть тратятся на такси....
Комментарий:
Это — самый безобидный вопрос из вышеупомянутых.
На самом деле — на том историческом этапе это был некий способ моральной поддержки религиозных евреев (назовем это так....)
Проблематика:
все нерелигиозные евреи и тем более неевреи — никак не будут начинать соблюдать Шабат из-за того, что им не дадут автобусов в Шабат.....
Они скорее будут раздраженно думать о религиозных евреях... чем будут увеличивать неприязнь между двумя секторами израильского общества.
ИМХО, есть смысл пустить автобусы в Шабат, посадив за руль неевреев (там вполне достаточно арабских водителей).
Религиозных это никак не заденет и не затронет.
Дополнительные бонусы.
Если человек начинает соблюдать Шабат, он сможет вечером поехать (даже на автобусе) в гости к друзьям — и даже если он при эом ездит на автобусе, но гостит у друзей с Шаббатним настроем — это будет замечательно.
Вы скажете, что он конечно может поехать и на такси, но автобус ощущается гораздо менее нарушающим.....
Кроме того, можно даже сделать какие-нибудь Шаббатние билеты, которые покупаются заранее и как-нибудь отдаются в руки водителю.....
Тем более, что в Иерусалиме, например, есть эрув, то есть можно в Шабат носить вещи в руках.
Такие билеты будут не подходить под ведомство ортодоксального раввината, но могут быть в ведомстве автобусной кампании, которая может продавать одноразовые билеты — для желающих минимизировать нарушение Шаббата.
Я знаю, что ортодоксальные товарищи — скажут, что это все равно нарушение — и поэтому ай-яй-яй... но — если говорить о еврействе в-целом, то такие варианты смогут привести евреев к большему соблюдению.... постепенно....
И даже есть реальный шанс, что некоторые евреи постепенно настолько проникнутся идеей Шабата, что постепенно и на автобусах ездить в Шабат перестанут....
начав — с промежуточной версии — автобусов — со спец.квази-Шабатними билетами...
Можете назвать эти билеты Шабат по Эгедовски (Эгед — название автобусной кампании в Израиле). Тогда это не будет привлекать гнев ортодоксального мира, а остальных евреев сделает более доброжелательными....
=-=-=-=
(б) регистрация БРАКОВ между евреями и неевреями.
В свое время была объявлена монополия на заключение браков — для Раввината.
Цель — остановить межнациональные браки.
Результат — люди ездят на Кипр (благо недалеко) и регистрируются (увы...) продолжая пополнять ассимилированную группу...
Вывод: то небольшое препятствие смешанным бракам (а оно действительно небольшое, пары не особенно напрягаясь ездят на Кипр) — не играет особой роли в сдерживании процесса.
Нужно ли делать сей процесс светского брака доступным?
Наверное, можно оставить этот барьер, но не считать его серьезным,
а объявить — символическим, так как увы, его роль остается в символической форме....
=-=-=-=
(В) ГИЮРЫ.
Сейчас в Израиле есть монополия на гиюр — для ортодоксальных судов.
Остальные — не признаются....
Вопрос — не признаются кем и чем....
Ответ — в серьезных ортодоксальных кругах по понятным причинам — озабочены, что «несерьезные» гиюры — создадут путаницу, когда люди захотят жениться и будут натыкаться на непонятно каких евреев.... и это реальная проблема...
Вопрос непростой...
Возможный вариант ответа.....
В принципе есть несколько ситуаций, когда строгость гиюра играет роль.
(а) при женитьбе на девушке, если ее гиюр несерьезный, то дети — будут иметь непонятный статус
(б) при молитве в миньяне — непонятно, считать ли человека с непонятным гиюром — частью миньяна...
В данном случае — набросаем черновые мысли...
Возможно, что пора начать использовать электронную систему регистрации (предлагаю это — с большой долей аккуратности).....
И человек, прошедший гиюр — может отмечаться в некой Базе данных — с учетом степени серьезности его гиюра...
При этом — должен быть предусмотрен — upgrade, когда человек решает повысить степень строгости своего гиюра...
=-=-=-=-=
Интересные нюансы.
(ааа) представим себе (и у меня есть такие знакомые) — пожилую женщину, которая почувствовала себя еврейкой (или подозревает, что у нее еврейские предки, но доказать не может).....
Такая женщина:
уже не может рожать детей, поэтому вопрос с еврейством ее детей не стоит;
не будучи мужчиной, ей не нужно ходить молиться в миньян и ее никто по ошибке в миньяне не посчитает.....
Таким образом, ее еврейская самоидентификация — никак не создаст путаницу в конкретных ситуациях.
Я знаю несколько таких очень уважаемых и духовных женщин, которым очень хочется считать себя еврейками, но они не готовы соблюдать с полной серьезностью (по крайней мере пока...)
Вполне возможно, что для таких женщин — некий формат менее формального гиюра — будет сравнительно разумным.
(ббб) интересна ситуация с миньяном.
Дело в том, что в синагогах, когда приходит новый человек на молитву, никогда не докапываются до его еврейства.
Я лично знаю только один «кривой» случай. К нам в синагогу пришел негр, который стал рассказывать очень запутанные истории из своей жизни....
Из-за его не совсем типичной внешности — мы заподозрили и перестраховались, то есть когда он в миньне был десятым, мы ждали одиннадцатого...
Но я полагаю, что если бы дядечка был белый, никто бы не стал «докапываться»....
=-=-=-=-=
То есть — если некто, не будучи евреем, захочет ходить молиться в синагогу, то он легко сможет «мешаться с толпой».
Более того, раньше своих определяли по владению ивритом как текстовым, так и некоторым фрагментом устного.
Сейчас же многие ассимилированные евреи, как русские, так и американские — могут совсем не знать иврита.
И какой-нибудь самоучка нееврей, который сам купил молитвенник и курс иврита — может выглядеть более аутентично, чем стопроцентный еврей, выросший в советском атеистическом обществе.
Так что и здесь — все на столь очевидно, а скорее наоборот.
=-=-=-=-=
Думается, что вопрос не в наличии в Израиле альтернативных гиюров, а в возможности как-то отслеживать разные вариации....
И если аутентичное еврейство тоже определяется весьма туманно (только в Советском Союзе была пятая графа), то думаю, что нужно просто иметь Базу Данных — где неформально обгиюренные евреи бы помечались, но сугубо для серьезных ситуаций, как брак, дабы предотвратить смешения.... и некие смежные с этой области.
=-=-=-=-=
Развитие мысли....
У меня есть некое ощущение (не совсем формальное), что было бы любопытно ввести какой-нибудь симпатичный статус, подобный тому как в спорте есть «кандидат в мастера» и «мастер», или в науке «член-корреспондент» и «Академик».... или даже советский «кандидат наук»
При этом — можно заметить, что и «кандидат в мастера» и «член-корреспондент» и даже «кандидат наук» - это очень уважаемые статусы сами по себе...
И было бы весьма симпатично — как-нибудь развить эту тему и предлагать сочувствующим — даже в Израиле, вхождение в общество таких «кандидатов»....
На самом деле — этот жест имеет скорее символическую природу, но он может создать гораздо более теплые чувства между евреями и неевреями, чем возведение жесткого барьера, который к тому же сейчас игнорируется светскими евреями, которые делают все что считают нужным, никак не соотносясь с религиозным обществом.
=-=-=-=
(Г) СТЕНА ПЛАЧА
Эта тема — тоже имеет интересные следствия...
С одной стороны, это синагога — и в ней важно соблюдение правил молитвы, которое в еврейском ортодоксальном контексте означает раздельность мужчин и женщин.
С другой стороны, туда приходит много туристов....
И в принципе ситуация становится несколько размытой...
Кстати, в обычных ситуациях — когда смешанная группа приходит в Стене Плача — они могут собраться вокруг разделяющей перегородки, что и происходит при Бар-мицвах....
=-=-=-=-=
Но что же делать с альтернативными группами?
=-=-=-=-=
Опять же ИМХО — мне кажется, что чтобы сбросить «пар» лишнего недовольства — стоит выделить третий фрагмент Стены — при чем сбоку от женской части, подальше от части мужской....
На эту часть можно пускать женщин в сопровождении мужчин.... которые захотят быть возле Стены Плача вместе....
Приведу пример.
Мои родители не были религиозными евреями, но моя мама была очень духовной, а папа очень любил и уважал маму.
И папе в синагоге в отрыве от мамы было очень неуютно.
И если бы он мог стоять рядом с моей мамой, он бы себя чувствовал гораздо более счастливым.
И это — не из противопоставления еврейству, а из характера.
Кстати, сейчас очень много женщин в семьях — гораздо более духовны, чем их мужья.
И у меня среди учеников — очень много таких случаев.
И жены ходят в синагогу, а мужья — сидят дома и смотрят телевизор.
Но — если бы мужья могли (на начальном этапе) сидеть рядом с женами, то это бы подвигло некоторых из них постепенно — и дорасти до более аутентичного подхода и они бы стали более сознательными завсегдатаями синагог.
Но на первом этапе — близость и уважение к жене (как в случае с моими родителями) помогло продвинуть ситуацию — в случае таких специфических секций — со смешанным присутствием.
Кстати, у нас в синагоге — есть два этажа.
На основном этаже — мужчины и женщины сидят раздельно.
Балкон — место как бы неподконтрольное.
И иногда туда приходят семейные пары и мы как бы закрываем глаза на это и они там сидят (особенно на Йом-Кипур) вместе и чувствуют себя более адекватно....
И хотя это как бы неофициальная ситуация — с балконом, стоило бы подумать — об аккуратном введении подобных вариантов...
Или скажем так — мы не приглашаем в такие места (как наш балкон), но и не «прогоняем» людей.
Мне кажется ИМХО, что возле Стены Плача — было бы разумно сделать такую секцию....
==-=-=
Мы конечно не осветили всех вопросов...
И не дали всех ответов....
Но мне кажется, что подобное аккуратное рассмотрение ситуации — может сделать много полезных шагов к сближению общества, создав между религиозными и светскими евреями — более позитивную атмосферу, там где это уместно...
Комментариев нет:
Отправить комментарий