Важное
место в жизни человека занимает оценка. Мы оцениваем себя и окружающих,
ждем оценки, боимся ее. Наш лексикон изобилует словами "хорошо",
"плохо", "лучше", "хуже", "правильно", "не правильно" и т.д. Мир
выстроенный по этим меркам кажется нам понятным и логичным. Но...
Давайте представим себе больного,
укрытого по горло простыней. Больной просит пить. Напоить страдающего от
жажды, беспомощного человека это хорошо? Конечно хорошо, ведь, по
легенде, некоторые даже семью заводят, чтобы в критический момент было
кому воды подать. Но, напомню, больной тщательно укрыт. А если у него
проникающее ранение в живот? Глоток воды может убить его. Значит напоить
больного плохо? Но погодите, ведь буквально двумя строчками назад, мы
решили что это хорошо...
Другой пример. Перевести бабушку через
дорогу, дело святое, не правда ли? Уж тут то точно не подкопаешься.
Старушка беспомощная, плохо видит, переходя дорогу подвергается
опасности. Хорошо! Но в нашем случае, это женщина страдает болезнью
Альцгеймера. Она все время сбегает из дома и ее встревоженные дети,
точно зная, что бабушка боится переходить через дорогу, ищут ее в своем
квартале. А она уже далеко за его пределами. Плохо?
Каббала утверждает, что в любом явлении
есть минимум три уровня сложности. Само явление, тысяча его деталей и
тысяча тысяч деталей этих деталей. И у нас никогда нет всей картины. А
не имея достаточного количества данных, как мы можем выносить суждение?
Есть только один вид объективных
утверждений. Причем, заметьте, они объективны только в качестве
утверждений, как явление же они как раз крайне субъективны. Это
утверждения о своих чувствах и эмоциях. "Мне приятно напоить больного
человека" - это истина. Она не утверждает, что напоить больного хорошо,
так как не знает этого. Не предполагает, что напоить плохо, так как не
имеет достаточно данных. Она сообщает только о том, в чем разбирается, о
личных ощущениях. "Я чувствую себя героем, переводя бабушку через
дорогу".
Слова, дающие оценку явлению, такие как
"хорошо", "плохо", "лучше", "хуже", "правильно", "не правильно" и т.д мы
называем словами-оценками. Слова, обозначающие отношение человека к
явлению "радует", "огорчает", "восхищает", "раздражает" и т.д. -
словами-отношения. Безоценочное общение требует отказа от слов-оценок в
пользу слов-отношения. Людям значительно комфортнее общаться на уровне
обмена ощущениями, чем получать оценку. Так уж устроен человек, что
всегда ожидает хорошей оценки, боится плохой, и, как правило, любая
хорошая оценка не достаточно хороша, или ей нельзя доверять, или она
дана человеком, в устах которого ничего не стоит. Таким образом, любая
оценка наносит психологический вред.
Ребенок жаждет оценки родителя. Когда
родитель недоволен, ребенок страдает. Когда родитель хвалит, ребенок
делает вывод, что для уменьшения собственного страдания, нужно делать
так, чтобы родитель хвалил. И не важно, нравится ли это тебе,
вписывается ли в твою собственную картину мира. "Так надо, потому что
так хорошо". И множатся в мире не нужные образования, не любимые
должности, не счастливые браки, не желанные дети. Только потому, что мы с
детства привыкли делать "так как надо", "так как хорошо".
Мы воспитываем своих детей, учим их
принимать правильные (!) решения, поступать хорошо (!). В этом наша
родительская роль. Только какой процент внушаемого становится
гармоничной частью личности наших детей? Так, чтобы не вызывал протеста в
подростковом возрасте, не стал скучной привычкой в зрелости? Только то,
что запомнилось, как приносящее радость.
Ребенок будет и во взрослом возрасте
воспринимать необходимость мыть руки перед едой как не важную, досадную
деталь, если руки мыть НАДО (а кому надо? И чем это я так уж испачкал
свои руки, сидя дома перед телевизором. А ученые вообще говорят, что от
частого соприкосновения с водой, с кожи смывается защитные слой). Но
радостное лицо мамы и ее полное наслаждения лицо "Как мне нравятся
чистые ручки, а как они приятно пахнут" навсегда придаст этой простой
привычке привкус радости.
Можно до бесконечности твердить мужу,
что он должен убирать свои вещи, что ХОРОШИЙ муж помогает жене по дому и
было бы ПРАВИЛЬНО ему взять на себя некоторые хозяйственные функции, но
если ваше "хорошо" и "правильно" не совпадает с его внутренней картиной
мира, он вас просто не слышит. Но "мне приятно, когда твои вещи
убраны", "я счастлива, что ты мне помогаешь", "я так устала от домашней
работы" переводит вашу беседу в русло обмена эмоциями, то есть
нормальное супружеское общение, для которого его уши всегда будут
открыты. Вы как бы говорите "ничего личного, это мои чувства, и в твоих
силах сделать меня счастливее".
Привычка к безоценочному общению имеет
минимум два бенефита. Во-первых, вас начинают слышать собеседники. Они
понимают, что вы не оцениваете их, а делитесь своими ощущениями. Это
выводит разговор за пределы зоны конфликта. Во-вторых, постепенно
окружающие перенимают вашу манеру общения и также прекращают оценивать
вас. Вы оказываетесь в атмосфере эмоционально комфортного общения.
Нужно отметить что не достаточно только
заменить слова-оценки на слова-отношения. Необходимо еще научиться
соответственно реагировать на чужую оценку. Мы называем это
"отзеркаливанием".
- Ты плохо выполнил свою работу, - говорит человек, не знакомый с основами безоценочного общения.
- Я вижу, что ты разочарован результатом. - Отзеркаливаем мы.
- Ты плохо выполнил свою работу, - говорит человек, не знакомый с основами безоценочного общения.
- Я вижу, что ты разочарован результатом. - Отзеркаливаем мы.
- Ты говоришь не правильно.
- Я понимаю, что ты со мной не согласен.
- Ты в этом платье очень красивая.
- Я рада, что тебе нравлюсь.
Внимание! Мы стараемся избегать и
позитивных оценок тоже. Мы не хотим разночтений во взаимопонимании. В
этом платье красивая, а в другом? Или в этом платье любая красива? А
если делающий комплимент обладает дурным вкусом? "Мне нравится это
платье" или "Твой вид радует глаз" несет более конкретную и не связанную
с оценкой личности информацию.
Таблица примеров безоценочного общения.
Слова-оценки | Слова-отношения |
Хорошо | Доставляет радость |
Плохо | Расстраивает |
Лучше | Восхищает |
Хуже | Я была бы счастливее, если бы было ..... |
Правильно | Функционально, облегчает жизнь, |
Неправильно | Менее функционально, чем ...., создает препятствия |
Хороший | Любимый, нравится, ласковые слова |
Плохой | Расстраивает, огорчает, обижает, |
Красиво | Радует глаз, восхищает, удивляет, любуюсь, наслаждаюсь видом |
Не красиво | Не совсем в моем вкусе, не понятно, не привычно |
Качественно | Функционально, подходит мне, облегчает жизнь |
Не качественно | Менее функционально, не подходит, |
©Нехама Мильсон
Комментариев нет:
Отправить комментарий