Вы можете помочь моему проекту деньгами, профессиональными умениями, навыками и советами.  Jewish Center of Brighton Beach
2915 Ocean Parkway - Brooklyn, NY 11235
Tel.(718) 769-7400 | e-mail: jcofbb@gmail.com

Классы в JCBB - 2915, Ocean Parkway, Brooklyn, NY, 11235:
- понедельник: скайп-урок,
3-5 рм Нью-Йоркского времени
Skype-имя: meirbruk
- среда: 8-10 pm;
- суббота: 12 - 3 рм;
____________
- иллюстрации к моим авторским лекциям 
- иллюстрации к моим урокам Талмуда 

- мой персональный сайт: https://meirbruk.net

пятница, 25 марта 2016 г.

Мысли к празднику Пурим (а заодно о структуре еврейского года)

Betsalel Arieli


В еврейском календаре, как уже многие отмечали, прослеживается определенная (хотя и не строгая) симметричность. В середине Нисана - 7 дней Песаха. Напротив них, в середине Тишрея - 7 дней Суккот. После обоих праздников есть свой Ацерет (только после Песаха он наступает не сразу, а через 50 дней после начала, тогда как после Суккот - сразу).
Точно также перед обоими этими праздниками есть свой... как бы это сказать... свой Пур. Слово "пур" в Мегилат Эстер означает жребий, который бросал Аман. Отсюда происходит название праздника "Пурим".
Само название, таким образом, указывает на неопределенность, отказ от планирования, готовность отдаться судьбе или провидению. Симметрично этому празднику осенью есть "Йом Ки-пур" (то есть "день как Пур"). Его же называют и "Йом Кипурим" (как Пурим) - и то, и другое слово мы встречаем и в единственном, и во множественном числе.
Два эти особых дня (Пурим и Йом Кипур) у каббалистов ассоциируются с двумя видами тшувы (возвращения к Богу). Согласно Талмуду (Йома 86 б), кто делает тшуву из страха, у того злонамеренные грехи становятся ошибками (то есть оцениваются Богом более снисходительно - как случайные ошибки). Кто делает тшуву из любви, для того злонамеренные грехи превращаются в заслуги и добродетели.
В Каббале эти два вида тшувы воспринимаются как этапы в духовной эволюции человека. К примеру, Бааль Сулам (в предисловии к Талмуд Эсер Сфирот) видит тшуву из страха как переход к миру Ецира (в нашем развитии), а тшуву из любви - как переход к миру Брия и выше.
О мире Ецира в "Эц Хаим" сказано, что там половина добра и половина зла - как две равные чаши весов. В мире Брия, в отличие от этого, большая часть - добро, а меньшая - зло, и "даже зло, которое там есть, неразличимо".
Йом Кипур как раз соответствует тшуве из страха. Этот день отмечается постом и суровой аскезой, молитвой, просьбами о прощении и т. д. Из комментариях к Торе видно, что после того, как Моше разбил первые скрижали и вернулся за вторыми, он спустился с ними к народу Израиля именно в Йом Кипур. Фактически, "дарование Торы" растянулось от Шавуот до Йом Кипура и произошло именно в этот последний день. Мидраш говорит об этом, что Бог "наклонил над ними (евреями) гору как корыто и сказал: Либо принимаете Тору, либо здесь будет ваша могила!"
Довольно устрашающая постановка вопроса. Это отражает понятие тшувы из страха. С другой стороны, в отношении Пурима талмудисты толкуют слова из Мегилат Эстер (9:27): "Утвердили и приняли" - подтвердили то, что уже приняли при даровании Торы. То есть приняли заново, на этот раз из любви, то, что уже в прошлом принимали из страха.
Следовательно, Пурим означает тшуву из любви. Это шаг, после которого грехи человека исчезают и превращаются в заслуги. Бааль Сулам (в том же предисловии, п. 108) описывает это притчей. У богатого человека был раб, и когда хозяин уехал по делам, то оставил этого раба в распоряжении своего помощника. Но помощник был человеком не очень добрым и побил этого раба, нанеся ему пять ударов. Хозяин вернулся и обо всем узнал (а он очень любил своего раба!) Он наказал злого помощника, а рабу дал тысячу монет за каждый полученный им удар. Приходит раб домой и плачет. Спрашивает его жена: "Что там случилось-то?" Тот рассказал, а она не понимает - зачем плакать? Ведь у нас теперь 5000 золотых! Муж отвечает ей: "Я плачу от того, что мне дали всего пять ударов. Если б меня побили получше, мы бы сегодня были гораздо богаче".
Примерно так, когда грехи превращаются в заслуги, человек будет плакать от того, что так мало грешил. Именно с этим связан праздник Пурим, который в чем-то похож на Йом Кипур, но представляет его обратную сторону. Это совершенство и полная, ни чем не омрачаемая радость.
Поэтому Рамбам в "Законах Мегилы" (2:20) пишет о том, что в будущем все книги Пророков и Писаний исчезнут, но Мегила останется. И хотя сама память о бедах сотрется, радостные дни Пурима не исчезнут никогда. Ведь они означают состояние полного тикуна, полной реинтеграции в божественном свете - состояния, которое в общем-то и является целью и финалом всего пути человека.
Видно, как годовой цикл в еврейском календаре символически охватывает все этапы эволюции, начиная от Песаха, означающего рождение и начало пути, и заканчивая Пуримом - состоянием совершенства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...