Меир Брук поделился публикацией Betsalel Arieli.
·
"Шма Исраэль" - прекрасный способ возвысить душу к божественному уровню и привлечь оттуда свет в свою жизнь.В первой фразе мы говорим "Ашем Элокейну, Ашем Эхад". Два эти имени - Ашем и Элоким, как объясняет традиция, относятся к двум противоположным проявлениям Бога. Раши в начале Берешит связывает их с силой милосердия и силой суда (мидат а-рахамим и мидат а-дин).
Утверждая их единство, мы косвенно утверждаем единство всех непримиримых в разуме противоположностей. Разные авторы веками спорили о том, как понять, с одной стороны, все происходящее в мире как проявление воли Бога, а с другой - признать незыблемые законы природы с их цикличностью. Как примирить идею о частном провидении, управляющем жизнью каждого, с идеей о свободном выборе со стороны человека? Как осознавать, что все в мире создано абсолютно доброй волей Творца, когда в нашей жизни добро и зло соседствуют на каждом шагу?
Все эти вопросы кажутся неразрешимыми парадоксами в плоскости
логического разума. Их решение лежит на ином уровне бытия. Оно заключено
в единстве противоположных качеств Бога.
Для нас, живущих на земле, это раскрытие требует своего рода квантового скачка в сознании - безусловного акта чистой веры, которая способна перенести человека, хотя бы на короткое мгновение, в иную реальность.
Оттуда нить этого света протягивается в нашу жизнь. Мы можем так и продолжать не понимать, как же все эти противоречия разрешаются, но энергия единства начинает менять нас изнутри. Она помогает разрешить другие, более частные конфликты и противоречия, с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу.
И протягивается эта энергия с помощью... любви! Поэтому следующая фраза в "Шма Исраэль" говорит: "И возлюби Ашем Элокейха всем сердцем, душой и состоянием" (я использую свой достаточно свободный перевод).
То самое единство между двумя трансцендентными сторонами Божественности, к которому едва удалось прикоснуться мгновением ранее, теперь становится объектом нашей любви. Эта любовь - словно канал, связывающий недостижимый в обычном состоянии уровень единства со всей сферой жизни, в которую мы погружены. Через любовь энергия единства течет и наполняет нас.
Далее она распространяется на все частные уровни. "И пусть будут слова эти... у тебя на сердце". Какие слова? Те самые, которые мы только что произнесли, - слова о любви.
Любовь сама по себе - нечто неуловимое. Она подобна огню, который, будучи лишен носителя, гаснет и исчезает в пустоте. Как пламени свечи нужен фитиль, так и огню любви требуется некий носитель. Этим носителем становятся... слова. Повторяя их, заключая в них энергию любви, мы позволяем ей заполнить не только высшие уровни души, но и рациональное сознание. Ведь разум наш привык мыслить словами.
Далее эти слова из мысли переходят в речь - "И повторяй их своим детям, и произноси их сидя дома, идя по дороге, ложась и вставая".
Давайте распространим эту любовь (вместе с ее носителем) на все состояния, на все времена суток, на все положения тела (сидя, при ходьбе и т. д.)
Давая каждый раз этой неуловимой энергии выражение на все более плотных уровнях, мы превращаем ее в непреложную реальность, позволяем ей пребывать с нами постоянно, фактически становимся ее полноправными обладателями.
Поэтому далее следует еще один шаг уплотнения: "И повяжи их знаком на руку свою, и будут начертаниями между глаз твоих".
Здесь речь идет, как известно, о тфилин. Энергия спускается уже на материальный носитель, она начинается не только заполнять мысли и речь, но и входит в соприкосновение с телом.
И наконец, "И напиши их на косяках (мезузот) дома твоего и ворот". Таким образом, энергия распространяется за предела тела, охватывая окружающее пространство - дом, город и т. д. ("ворота" комментаторы объясняют как город).
Итак, весь этот процесс, сопровождающий чтение Шма, как видите, представляет собой связь с божественным единством через любовь и распространение любви на все уровни реальности, ее проникновение во все уголки нашей жизни.
Для тех, кто, как и я, привык упорядочивать для себя сложные духовные процессы согласно Каббале, предлагаю такую модель:
Адам Кадмон: "Шма Исраэль"
Ацилут: "И возлюби..."
Брия: "И будут слова эти..."
Ецира: "И повторяй их..."
Асия: "И повяжи их..." и до конца
Само такое деление носит всегда некий довольно относительный характер. В книгах можно найти и другие модели выстраивания текста Шма по сфирот и мирам. Сам я пользуюсь некоторой более комплексной моделью, которая охватывает все три отрывка Шма (здесь я разбирал только первый отрывок). Если будет на то Воля, напишу об этом в будущем.
Для нас, живущих на земле, это раскрытие требует своего рода квантового скачка в сознании - безусловного акта чистой веры, которая способна перенести человека, хотя бы на короткое мгновение, в иную реальность.
Оттуда нить этого света протягивается в нашу жизнь. Мы можем так и продолжать не понимать, как же все эти противоречия разрешаются, но энергия единства начинает менять нас изнутри. Она помогает разрешить другие, более частные конфликты и противоречия, с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу.
И протягивается эта энергия с помощью... любви! Поэтому следующая фраза в "Шма Исраэль" говорит: "И возлюби Ашем Элокейха всем сердцем, душой и состоянием" (я использую свой достаточно свободный перевод).
То самое единство между двумя трансцендентными сторонами Божественности, к которому едва удалось прикоснуться мгновением ранее, теперь становится объектом нашей любви. Эта любовь - словно канал, связывающий недостижимый в обычном состоянии уровень единства со всей сферой жизни, в которую мы погружены. Через любовь энергия единства течет и наполняет нас.
Далее она распространяется на все частные уровни. "И пусть будут слова эти... у тебя на сердце". Какие слова? Те самые, которые мы только что произнесли, - слова о любви.
Любовь сама по себе - нечто неуловимое. Она подобна огню, который, будучи лишен носителя, гаснет и исчезает в пустоте. Как пламени свечи нужен фитиль, так и огню любви требуется некий носитель. Этим носителем становятся... слова. Повторяя их, заключая в них энергию любви, мы позволяем ей заполнить не только высшие уровни души, но и рациональное сознание. Ведь разум наш привык мыслить словами.
Далее эти слова из мысли переходят в речь - "И повторяй их своим детям, и произноси их сидя дома, идя по дороге, ложась и вставая".
Давайте распространим эту любовь (вместе с ее носителем) на все состояния, на все времена суток, на все положения тела (сидя, при ходьбе и т. д.)
Давая каждый раз этой неуловимой энергии выражение на все более плотных уровнях, мы превращаем ее в непреложную реальность, позволяем ей пребывать с нами постоянно, фактически становимся ее полноправными обладателями.
Поэтому далее следует еще один шаг уплотнения: "И повяжи их знаком на руку свою, и будут начертаниями между глаз твоих".
Здесь речь идет, как известно, о тфилин. Энергия спускается уже на материальный носитель, она начинается не только заполнять мысли и речь, но и входит в соприкосновение с телом.
И наконец, "И напиши их на косяках (мезузот) дома твоего и ворот". Таким образом, энергия распространяется за предела тела, охватывая окружающее пространство - дом, город и т. д. ("ворота" комментаторы объясняют как город).
Итак, весь этот процесс, сопровождающий чтение Шма, как видите, представляет собой связь с божественным единством через любовь и распространение любви на все уровни реальности, ее проникновение во все уголки нашей жизни.
Для тех, кто, как и я, привык упорядочивать для себя сложные духовные процессы согласно Каббале, предлагаю такую модель:
Адам Кадмон: "Шма Исраэль"
Ацилут: "И возлюби..."
Брия: "И будут слова эти..."
Ецира: "И повторяй их..."
Асия: "И повяжи их..." и до конца
Само такое деление носит всегда некий довольно относительный характер. В книгах можно найти и другие модели выстраивания текста Шма по сфирот и мирам. Сам я пользуюсь некоторой более комплексной моделью, которая охватывает все три отрывка Шма (здесь я разбирал только первый отрывок). Если будет на то Воля, напишу об этом в будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий