Обратим внимание на начало, где
Моше-рабейну говорит: "Храните и исполняйте [эти законы], потому что это
ваша мудрость и ваш разум на глазах народов, которые, услышав обо всех
этих установлениях [חוקים], скажут: "Как мудр и разумен этот великий
народ!" ...И кто великий народ, у которого установления [חוקים] и законы
[משפטים] справедливы, как вся эта Тора, которую я даю вам сегодня"
(Дварим, 4:6,8).
Почему Моше вдруг фокусируется на том, что будут думать другие народы? Что нам самим этого не достаточно понимать?
И к тому же, как мы помним в парше "Бе-Хукотай"), хуким – это законы, не объяснимые с позиции логики, с точки зрения этого мира. Каким образом, увидев например, тфилин или мезузу, народы мира скажут: "У вас потрясающе справедливые законы"?
Комментарий Раши на этот стих: "А если вы будете делать неправильно, потому что забудете, они будут думать, что вы глупцы".
И как это понимать? Допустим, мы забудем, что головной тфилин имеет четыре отделения для свитков Торы, и сделаем пять, и тогда пресловутый Джон (Ваня), посмотрев на нас, скажет: "Вы глупцы"?
Но, возможно, Раши намекает и на следом идущий отрывок Торы, также предостерегающий нас от забывчивости: "Только берегись и охраняй свою душу, чтобы не забыл ты того, что видели твои глаза, и чтобы не ушло из твоего сердца все дни твоей жизни, и поведай твоим сыновьям, и сыновьям твоих сыновей: о дне, когда ты стоял перед Г-сподом, твоим Б-гом у Хорева [Синая]..." (Дварим, 4:9-10).
Моше, описывая Синайское откровение, продолжает: "И Хашем сказал о Своём союзе, который [Он] заповедал вам исполнять, десять речений... Берегите же очень ваши души, так как никакого образа вы не видели в тот день, когда говорил Б-г с вами у Хорева из огня" (Дварим, 4:13,15).
Так как же это всё помогает народам, поклоняющимся идолам, восхититься мудростью и разумностью евреев? И как это должно помочь нам в личной работе сегодня?
Рав М. Вайнберг объясняет.
Тора – это система. Это мудрость, это философия, это качества характера, это этика, это система воспитания, это юриспруденция, это система эмоционального и духовного роста, это образ жизни. Это, конечно же, контакт с Источником всего существующего.
Когда система работает, люди добры и внимательны друг к другу, дети воспитаны и уважают старших, общество имеет судебную систему, защищающую права граждан, люди глубоко духовны.
Что в таком случае наиболее поражает наблюдателя извне?
Самые непонятные – "мистические" элементы системы – хуким. Другие народы скажут: "Конечно, если бы у нас не убивали, не крали, уважали отца и мать, жилось бы намного лучше. Мы этому детей в принципе тоже учим, но у нас не работает. А у них почему-то работает! Наверное, из-за наличия тех кубиков, что они надевают утром. И семьи у них тёплые, может, из-за того, что-то эти штуки на косяках дверей делают?"
Мне так и сказала негритянка-уборщица в Торонто, убиравшая в том числе квартиру, которую я снимал, когда попросила меня купить ей мезузу.
То есть Моше и Раши говорят, что другие народы будут для нас "лакмусовой бумажкой". Если мы не потеряем целостность Торы, они будут восхищаться и нашей мудростью, а тем более хуким – законами, хоть и непонятными, но тем самым ещё более разжигающими воображение. Но если мы забудем какую-то часть этой системы, предупреждает нас Раши, посторонние наблюдатели скажут: "Они такие же, как мы, только ещё кубики надевают – глупцы!"
Речь не только о забытых законах или невыполнении заповедей, нет, об этом, конечно, тоже, но ещё о том, "чтобы не забыл ты того, что видели твои глаза, и чтобы не ушло из твоего сердца все дни твоей жизни... о дне, когда ты стоял перед Г-сподом, твоим Б-гом у Хорева".
"Не ушло из твоего сердца"... Это эмоциональный заряд Синайского откровения!
Мы можем чувствовать это сегодня? Тора пишет: должны!
Когда легче всего? Сразу напрашивающийся ответ: в праздник Шавуот, день получения Торы, когда энергия Синая возвращается к нам на новом витке.
Однако Ари Заль открывает нам и другую потрясающую возможность. Вернуться на гору Синай можно каждое шабатнее утро. Габай в синагоге является исполнителем роли Моше-рабейну, поднимающим людей к Торе. Тем более в шабат, когда мы читаем о Синайском откровении, просто необходимо открыться и почувствовать эту энергию. Об этом и будет упражнение. ( См так же упражнения на молитву в Шабат 2 поста назад)
А когда мы должны об этом помнить?
Все дни! То есть сегодня! Сейчас! Это одно из 6 событий, о которых Тора просит нас вспоминать каждый день.
А как это относится к работе в моей внутренной вселенной?
Во-первых, я не раз наблюдал, как к человеку, более интегрировавшему Тору, с бОльшим уважением относятся и светские евреи, и неевреи.
Во вторых, в терминах Кабалы, еврей – это исправленная душа, нееврей – ещё неисправленная.
Как к нам относятся ещё неисправленные части нашей же личности? Уже с уважением?
Или считают, что наше соблюдение хуким – глупость. Если так, значит, мы ещё не чувствуем Синай каждый день. А нужно...
Упражнение
Энергия Синая
Вступление:
Главная задача – понимая, что Творец просит нас прочувствовать эмоциональный опыт Синая и помнить о нём, дать себе разрешение открыться этому опыту.
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Попросите Творца почувствовать энергию Синайского откровения.
Разным людям помогают разные техники. Некоторые представляют туннель (туннель времени) и видят себя возвращающихся по этому туннелю. Другим помогает обратный отсчёт с 10 до 1. Третьим и то и другое.
Можно не ходить назад, а почувствовать эту энергию здесь и сейчас. Каждый в ту силу и в том качестве, которые себе позволит.
Спросите Творца: "Какая техника поможет вам открыться этой энергии".
Скажите себе: "Я даю себе разрешение почувствовать энергию Синая".
Разрешите себе принять всё, что вы почувствуете.
2.От зависти до ненависти...
Говорят мудрецы: "Нарушающий десятую заповедь "Не завидуй" нарушает все десять заповедей".
Ведь зависть говорит человеку: "Мир несправедлив К тебе. Нет суда, и нет Судьи. То что должно было быть твоим, стало чьим-то ещё". А это, в свою очередь, отрицание первой заповеди. "Я – Г-сподь, Б-г твой". Без Творца вообще нет заповедей, нет того, что заповедано.
Нахаш позавидовал Адаму, Каин hэвелю, братья Йосефу, Корах Аhарону и т. д. и т. д.
Зависть – один из источников синат хинам (беспричинной ненависти). Из-за чего мы до сих пор в галуте.
Но надо иметь в виду, что зависть может быть и с другим знаком. Мудрецы объясняют, что мидот (черты характера) изначально не бывают только плохими. И если человек, увидев что-то, захочет сделать (иметь) что либо подобное, и это мотивирует его на работу, на приложение усилий не в ущерб другим, то такая зависть (мы называем её "белой"), конечно же, не запрещена.
3. В первой части "Шма" после провозглашения абсолютного единства Творца звучит известная фраза: "И люби Г-спода, твоего Б-га всем твоим сердцем, всей твоей душой и всеми твоими возможностями" (Дварим, 6:5).
Рамбам включает эту заповедь "Люби Творца" в 613 заповедей.
Некторые задают вопрос, как можно заповедовать любить? Мол, сердцу не прикажешь. На это сразу еврейский ответ: можно и нужно.
Сердце – архетип эмоций – зависит от мыслей человека. Если человек правильно понимает и видит мир, то это правильное понимание приведёт к очень сильным положительным эмоциям.
Рамбам сам говорит о двух методах создания эмоции любви.
Первый – рациональный.
Рамбам предлагает посмотреть на гармонию этого мира. Как всё безумно сложно и красиво. Наука, музыка, искусство – всё это может только добавлять к этой картине. И всё это непрерывно воссоздаётся и постоянно поддерживается. Всё важное, осмысленное, значимое в нашей жизни, жизни каждого из нас приходит от Того, Кто это создал.
Помните "Аленький цветочек"? Дворец, наполненный всеми видами изящества, яствами, где за тобой ухаживают и где наша красавица начинает любить хозяина дворца, даже ещё его не увидя.
Увидьте, сколько вам дано и сколько для вас сделано!
Второй путь открытия любви в своём сердце – эмоциональный.
Отношения мужчины с Творцом, говорит Рамбам, должны быть, как отношение к женщине, которую ты безумно любишь.
Все самые лучшие качества, могущие быть в человеке, которые мы часто придумываем сами для той любимой нами девушки, на самом деле все действительно существуют у Творца, и они даже лучше, чем мы можем себе представить. Это абсолютный Идеал.
Все виды любви, которые вы когда-либо чувствовали в отношении вас или по отношению к кому-то, – это Его проявления.
А как же все негативные качества?
Негативные качества появляются у нас, когда мы теряем контакт с Бесконечностью. Ощущение нехватки является основополагающим фактором всех негативных эмоций и черт характера.
Когда же мы в контакте с Творцом и чувствуем любовь, то недостаток, нехватка вызывает у нас наоборот положительные чувства. Значит, Творец оставил мне возможность что-то сделать, чтобы я в партнёрстве с Ним мог проявить свой уникальный творческий потенциал.
Упражнение
Учимся любить Творца
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Подумаем, какие качества наиболее ценны и наиболее нравятся нам в нас и в других людях. Всё это – проявление Творца.
Ощутите тёплое чувство любви к Тому, Кто создал, ежесекундно обновляет эти качества и проявляется через них.
4.«Не делай ближнему того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения. Теперь иди и учись», – так ответил раби hилель* нееврею, попросившему объяснить всю Тору, пока он стоит на одной ноге.
Этот принцип ещё называют золотым правилом нравственности. В этой главе мы вспоминаем его в связи с тем, что он, как убедительно доказывает в серию лекций в Facebook'е "АлефБета" рав Давид Форман*, выводится из 10 речений.
10 речений, или заповедей, данные на двух скрижалях, делятся на пять первых – об отношених человека – и Творца и на пять вторых – об отношениях между людьми. Они коррелируют между собой. Можно посмотреть на на них, как на 5 принципов вертикальных и горизонтальных отношений. И тогда понятно, почему пятая заповедь об уважении к родителям стоит на первой скрижале. Родители приняли участие в создании тебя, и в твоём отношении к ним они не стоят в той же плоскости, что и отношения со всеми остальными людьми.
Каков первый принцип, объединяющий первую заповедь "Я есть Б-г" и шестую "Не убивай"?
(Помним, что в шестой заповеди речь идёт о преднамеренном убийстве, а не самообороне.)
Почему человек хочет убить другого человека? С одной стороны, он не видит в нём Б-жественную душу, а с другой – говорит: "Он мне мешает, мне лучше без него". Когда человек отрицает наличие Творца, он говорит тоже самое: "Он мне мешает, мне лучше без Него".
Б-га нельзя убить, но можно игнорировать, то есть убить в самом себе. Тора говорит: не делай этого.
Вторая пара заповедей "Идолопоклонство" и "Прелюбодеяние" – это разрыв отношений святости.
Третья пара "Не поднимай [не упоминай] имя Б-га напрасно" и "Не укради".
Мудрецы говорят, речь в восьмой заповеди о краже человека.
Что есть самое ценное у человека? Если подумать, оказывается, тело (мы так и говори: "моё тело"), то есть есть я и есть тело, которое даёт мне возможность проявиться в этом мире. Имена Творца – это Его проявление в этом мире. И тогда понятен принцип "Не используй самое ценное, что есть у человека и Творца в этом мире не подобающе".
Четвёрая пара "Шабат" и "Ложное свидетельство".
Шабат называется свидетельством. Соблюдая шабат мы свидетельствуем о том, что у этого мира есть Тот, Кто его создал. Соответственно, не соблюдая, мы лжесвидетельствуем.
Пятая пара "Уважение к родителям" и "Не пожелай".
Когда человек желает именно то, что есть у другого, он говорит: "Меня обделили! Мир несправедлив! Я должен был бы быть им!" Такой человек не уважает самого себя. И понятно, что отсутствие уважения к самому себе легко переносится на родителей. Они не такие, они не дали мне того, что мне нужно в жизни.
Суммируя эти пять принципов, можно сказать:
Не забирай насильно,не вторгайся в то, что не принадлежит тебе:
- в жизнь другого,
- в отношения,
- в имущество,
- в репутацию,
- в уважение своего достоинства или в уважение других (оно есть данность, дарованная тебе, им Творцом).
Одним словом – УВАЖАЙ.
Не относись к Творцу, к людям как к предметам, когда твой эгоизм будет задавать фактически один вопрос "Как я могу его использовать?".
И становится понятно, почему раби hилель именно так, как он сказал.
Первая ступень- это уважение к Творцу к себе и к людям
Вторая ступень - это любовь.
Упражнение
Учимся уважать
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Сконцентрируйтесь на чём-то очень важном, первостепенно важном, за что можно и нужно уважать Творца. Подумайте, что это будет для вас. Ощутите это чувство уважения.
А теперь подумайте и вспомните что-то, что сделали именно вы, за что вы можете себя уважать. И почувствуйте уважение к себе.
Подумайте и сфокусируйтесь на том, за что мы можем и должны уважать наших родителей, поочерёдно папу и маму. Ощутите это чувство уважения.
А теперь давайте почувствуем уважение к кому-то из близких.
И наконец последняя часть упражнения. Ощущите уважение к кому-то, к кому обычно трудно чувствовать уважение .
Подумайте что у этого человека есть Б-ная душа.
Шавуа Тов.
автор текста: р. Ефим Свирский
Почему Моше вдруг фокусируется на том, что будут думать другие народы? Что нам самим этого не достаточно понимать?
И к тому же, как мы помним в парше "Бе-Хукотай"), хуким – это законы, не объяснимые с позиции логики, с точки зрения этого мира. Каким образом, увидев например, тфилин или мезузу, народы мира скажут: "У вас потрясающе справедливые законы"?
Комментарий Раши на этот стих: "А если вы будете делать неправильно, потому что забудете, они будут думать, что вы глупцы".
И как это понимать? Допустим, мы забудем, что головной тфилин имеет четыре отделения для свитков Торы, и сделаем пять, и тогда пресловутый Джон (Ваня), посмотрев на нас, скажет: "Вы глупцы"?
Но, возможно, Раши намекает и на следом идущий отрывок Торы, также предостерегающий нас от забывчивости: "Только берегись и охраняй свою душу, чтобы не забыл ты того, что видели твои глаза, и чтобы не ушло из твоего сердца все дни твоей жизни, и поведай твоим сыновьям, и сыновьям твоих сыновей: о дне, когда ты стоял перед Г-сподом, твоим Б-гом у Хорева [Синая]..." (Дварим, 4:9-10).
Моше, описывая Синайское откровение, продолжает: "И Хашем сказал о Своём союзе, который [Он] заповедал вам исполнять, десять речений... Берегите же очень ваши души, так как никакого образа вы не видели в тот день, когда говорил Б-г с вами у Хорева из огня" (Дварим, 4:13,15).
Так как же это всё помогает народам, поклоняющимся идолам, восхититься мудростью и разумностью евреев? И как это должно помочь нам в личной работе сегодня?
Рав М. Вайнберг объясняет.
Тора – это система. Это мудрость, это философия, это качества характера, это этика, это система воспитания, это юриспруденция, это система эмоционального и духовного роста, это образ жизни. Это, конечно же, контакт с Источником всего существующего.
Когда система работает, люди добры и внимательны друг к другу, дети воспитаны и уважают старших, общество имеет судебную систему, защищающую права граждан, люди глубоко духовны.
Что в таком случае наиболее поражает наблюдателя извне?
Самые непонятные – "мистические" элементы системы – хуким. Другие народы скажут: "Конечно, если бы у нас не убивали, не крали, уважали отца и мать, жилось бы намного лучше. Мы этому детей в принципе тоже учим, но у нас не работает. А у них почему-то работает! Наверное, из-за наличия тех кубиков, что они надевают утром. И семьи у них тёплые, может, из-за того, что-то эти штуки на косяках дверей делают?"
Мне так и сказала негритянка-уборщица в Торонто, убиравшая в том числе квартиру, которую я снимал, когда попросила меня купить ей мезузу.
То есть Моше и Раши говорят, что другие народы будут для нас "лакмусовой бумажкой". Если мы не потеряем целостность Торы, они будут восхищаться и нашей мудростью, а тем более хуким – законами, хоть и непонятными, но тем самым ещё более разжигающими воображение. Но если мы забудем какую-то часть этой системы, предупреждает нас Раши, посторонние наблюдатели скажут: "Они такие же, как мы, только ещё кубики надевают – глупцы!"
Речь не только о забытых законах или невыполнении заповедей, нет, об этом, конечно, тоже, но ещё о том, "чтобы не забыл ты того, что видели твои глаза, и чтобы не ушло из твоего сердца все дни твоей жизни... о дне, когда ты стоял перед Г-сподом, твоим Б-гом у Хорева".
"Не ушло из твоего сердца"... Это эмоциональный заряд Синайского откровения!
Мы можем чувствовать это сегодня? Тора пишет: должны!
Когда легче всего? Сразу напрашивающийся ответ: в праздник Шавуот, день получения Торы, когда энергия Синая возвращается к нам на новом витке.
Однако Ари Заль открывает нам и другую потрясающую возможность. Вернуться на гору Синай можно каждое шабатнее утро. Габай в синагоге является исполнителем роли Моше-рабейну, поднимающим людей к Торе. Тем более в шабат, когда мы читаем о Синайском откровении, просто необходимо открыться и почувствовать эту энергию. Об этом и будет упражнение. ( См так же упражнения на молитву в Шабат 2 поста назад)
А когда мы должны об этом помнить?
Все дни! То есть сегодня! Сейчас! Это одно из 6 событий, о которых Тора просит нас вспоминать каждый день.
А как это относится к работе в моей внутренной вселенной?
Во-первых, я не раз наблюдал, как к человеку, более интегрировавшему Тору, с бОльшим уважением относятся и светские евреи, и неевреи.
Во вторых, в терминах Кабалы, еврей – это исправленная душа, нееврей – ещё неисправленная.
Как к нам относятся ещё неисправленные части нашей же личности? Уже с уважением?
Или считают, что наше соблюдение хуким – глупость. Если так, значит, мы ещё не чувствуем Синай каждый день. А нужно...
Упражнение
Энергия Синая
Вступление:
Главная задача – понимая, что Творец просит нас прочувствовать эмоциональный опыт Синая и помнить о нём, дать себе разрешение открыться этому опыту.
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Попросите Творца почувствовать энергию Синайского откровения.
Разным людям помогают разные техники. Некоторые представляют туннель (туннель времени) и видят себя возвращающихся по этому туннелю. Другим помогает обратный отсчёт с 10 до 1. Третьим и то и другое.
Можно не ходить назад, а почувствовать эту энергию здесь и сейчас. Каждый в ту силу и в том качестве, которые себе позволит.
Спросите Творца: "Какая техника поможет вам открыться этой энергии".
Скажите себе: "Я даю себе разрешение почувствовать энергию Синая".
Разрешите себе принять всё, что вы почувствуете.
2.От зависти до ненависти...
Говорят мудрецы: "Нарушающий десятую заповедь "Не завидуй" нарушает все десять заповедей".
Ведь зависть говорит человеку: "Мир несправедлив К тебе. Нет суда, и нет Судьи. То что должно было быть твоим, стало чьим-то ещё". А это, в свою очередь, отрицание первой заповеди. "Я – Г-сподь, Б-г твой". Без Творца вообще нет заповедей, нет того, что заповедано.
Нахаш позавидовал Адаму, Каин hэвелю, братья Йосефу, Корах Аhарону и т. д. и т. д.
Зависть – один из источников синат хинам (беспричинной ненависти). Из-за чего мы до сих пор в галуте.
Но надо иметь в виду, что зависть может быть и с другим знаком. Мудрецы объясняют, что мидот (черты характера) изначально не бывают только плохими. И если человек, увидев что-то, захочет сделать (иметь) что либо подобное, и это мотивирует его на работу, на приложение усилий не в ущерб другим, то такая зависть (мы называем её "белой"), конечно же, не запрещена.
3. В первой части "Шма" после провозглашения абсолютного единства Творца звучит известная фраза: "И люби Г-спода, твоего Б-га всем твоим сердцем, всей твоей душой и всеми твоими возможностями" (Дварим, 6:5).
Рамбам включает эту заповедь "Люби Творца" в 613 заповедей.
Некторые задают вопрос, как можно заповедовать любить? Мол, сердцу не прикажешь. На это сразу еврейский ответ: можно и нужно.
Сердце – архетип эмоций – зависит от мыслей человека. Если человек правильно понимает и видит мир, то это правильное понимание приведёт к очень сильным положительным эмоциям.
Рамбам сам говорит о двух методах создания эмоции любви.
Первый – рациональный.
Рамбам предлагает посмотреть на гармонию этого мира. Как всё безумно сложно и красиво. Наука, музыка, искусство – всё это может только добавлять к этой картине. И всё это непрерывно воссоздаётся и постоянно поддерживается. Всё важное, осмысленное, значимое в нашей жизни, жизни каждого из нас приходит от Того, Кто это создал.
Помните "Аленький цветочек"? Дворец, наполненный всеми видами изящества, яствами, где за тобой ухаживают и где наша красавица начинает любить хозяина дворца, даже ещё его не увидя.
Увидьте, сколько вам дано и сколько для вас сделано!
Второй путь открытия любви в своём сердце – эмоциональный.
Отношения мужчины с Творцом, говорит Рамбам, должны быть, как отношение к женщине, которую ты безумно любишь.
Все самые лучшие качества, могущие быть в человеке, которые мы часто придумываем сами для той любимой нами девушки, на самом деле все действительно существуют у Творца, и они даже лучше, чем мы можем себе представить. Это абсолютный Идеал.
Все виды любви, которые вы когда-либо чувствовали в отношении вас или по отношению к кому-то, – это Его проявления.
А как же все негативные качества?
Негативные качества появляются у нас, когда мы теряем контакт с Бесконечностью. Ощущение нехватки является основополагающим фактором всех негативных эмоций и черт характера.
Когда же мы в контакте с Творцом и чувствуем любовь, то недостаток, нехватка вызывает у нас наоборот положительные чувства. Значит, Творец оставил мне возможность что-то сделать, чтобы я в партнёрстве с Ним мог проявить свой уникальный творческий потенциал.
Упражнение
Учимся любить Творца
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Подумаем, какие качества наиболее ценны и наиболее нравятся нам в нас и в других людях. Всё это – проявление Творца.
Ощутите тёплое чувство любви к Тому, Кто создал, ежесекундно обновляет эти качества и проявляется через них.
4.«Не делай ближнему того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения. Теперь иди и учись», – так ответил раби hилель* нееврею, попросившему объяснить всю Тору, пока он стоит на одной ноге.
Этот принцип ещё называют золотым правилом нравственности. В этой главе мы вспоминаем его в связи с тем, что он, как убедительно доказывает в серию лекций в Facebook'е "АлефБета" рав Давид Форман*, выводится из 10 речений.
10 речений, или заповедей, данные на двух скрижалях, делятся на пять первых – об отношених человека – и Творца и на пять вторых – об отношениях между людьми. Они коррелируют между собой. Можно посмотреть на на них, как на 5 принципов вертикальных и горизонтальных отношений. И тогда понятно, почему пятая заповедь об уважении к родителям стоит на первой скрижале. Родители приняли участие в создании тебя, и в твоём отношении к ним они не стоят в той же плоскости, что и отношения со всеми остальными людьми.
Каков первый принцип, объединяющий первую заповедь "Я есть Б-г" и шестую "Не убивай"?
(Помним, что в шестой заповеди речь идёт о преднамеренном убийстве, а не самообороне.)
Почему человек хочет убить другого человека? С одной стороны, он не видит в нём Б-жественную душу, а с другой – говорит: "Он мне мешает, мне лучше без него". Когда человек отрицает наличие Творца, он говорит тоже самое: "Он мне мешает, мне лучше без Него".
Б-га нельзя убить, но можно игнорировать, то есть убить в самом себе. Тора говорит: не делай этого.
Вторая пара заповедей "Идолопоклонство" и "Прелюбодеяние" – это разрыв отношений святости.
Третья пара "Не поднимай [не упоминай] имя Б-га напрасно" и "Не укради".
Мудрецы говорят, речь в восьмой заповеди о краже человека.
Что есть самое ценное у человека? Если подумать, оказывается, тело (мы так и говори: "моё тело"), то есть есть я и есть тело, которое даёт мне возможность проявиться в этом мире. Имена Творца – это Его проявление в этом мире. И тогда понятен принцип "Не используй самое ценное, что есть у человека и Творца в этом мире не подобающе".
Четвёрая пара "Шабат" и "Ложное свидетельство".
Шабат называется свидетельством. Соблюдая шабат мы свидетельствуем о том, что у этого мира есть Тот, Кто его создал. Соответственно, не соблюдая, мы лжесвидетельствуем.
Пятая пара "Уважение к родителям" и "Не пожелай".
Когда человек желает именно то, что есть у другого, он говорит: "Меня обделили! Мир несправедлив! Я должен был бы быть им!" Такой человек не уважает самого себя. И понятно, что отсутствие уважения к самому себе легко переносится на родителей. Они не такие, они не дали мне того, что мне нужно в жизни.
Суммируя эти пять принципов, можно сказать:
Не забирай насильно,не вторгайся в то, что не принадлежит тебе:
- в жизнь другого,
- в отношения,
- в имущество,
- в репутацию,
- в уважение своего достоинства или в уважение других (оно есть данность, дарованная тебе, им Творцом).
Одним словом – УВАЖАЙ.
Не относись к Творцу, к людям как к предметам, когда твой эгоизм будет задавать фактически один вопрос "Как я могу его использовать?".
И становится понятно, почему раби hилель именно так, как он сказал.
Первая ступень- это уважение к Творцу к себе и к людям
Вторая ступень - это любовь.
Упражнение
Учимся уважать
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Сконцентрируйтесь на чём-то очень важном, первостепенно важном, за что можно и нужно уважать Творца. Подумайте, что это будет для вас. Ощутите это чувство уважения.
А теперь подумайте и вспомните что-то, что сделали именно вы, за что вы можете себя уважать. И почувствуйте уважение к себе.
Подумайте и сфокусируйтесь на том, за что мы можем и должны уважать наших родителей, поочерёдно папу и маму. Ощутите это чувство уважения.
А теперь давайте почувствуем уважение к кому-то из близких.
И наконец последняя часть упражнения. Ощущите уважение к кому-то, к кому обычно трудно чувствовать уважение .
Подумайте что у этого человека есть Б-ная душа.
Шавуа Тов.
автор текста: р. Ефим Свирский
Комментариев нет:
Отправить комментарий