Вы можете помочь моему проекту деньгами, профессиональными умениями, навыками и советами.  Jewish Center of Brighton Beach
2915 Ocean Parkway - Brooklyn, NY 11235
Tel.(718) 769-7400 | e-mail: jcofbb@gmail.com

Классы в JCBB - 2915, Ocean Parkway, Brooklyn, NY, 11235:
- понедельник: скайп-урок,
3-5 рм Нью-Йоркского времени
Skype-имя: meirbruk
- среда: 8-10 pm;
- суббота: 12 - 3 рм;
____________
- иллюстрации к моим авторским лекциям 
- иллюстрации к моим урокам Талмуда 

- мой персональный сайт: https://meirbruk.net

четверг, 6 мая 2021 г.

МНОГООБРАЗИЕ ПОНИМАНИЯ Б-ЖЕСТВЕННОГО ПРОВИДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДРАМЫ В ЛАГ БАОМЕР НА ГОРЕ МЕРОН В ИЗРАИЛЕ

 Недавно мой коллега и учитель Ефим Свирский написал важную статью по поводу событий в Лаг баОмер, когда в результате давки на узкой и скользкой лестнице погибло 45 религиозных евреев, приехавших праздновать наш праздник.  
Прочитайте эту статью, она чрезвычайно важная. Я "подбирался" к этому подходу, но р.Ефим сформулировал это наиболее продуктивно.


Краткая суть взгляда, озвученного р. Свирским - мы можем (и наверное даже должны) рассматривать это событие с мистической точки зрения как некий сакральный акт, приближающий пришествие Мошиаха и Геулу.



В статье много важных деталей и инсайтов и эта статья сейчас имеет десятки перепостов, так как для многих людей такое понимание очень воодушевляет и делает жизнь более осмысленной.
Но предсказуемо лента комментариев «пестрит» двумя типами недовольных отзывов.
Одна группа читателей возмущается следующим: они эмоционально обвиняют автора в том, что его взгляд снимает ответственность с тех, кто пренебрёг правилами безопасности.

Они пишут, что согласившись с автором - мы забудем сделать выводы об изъянах в организации, мы якобы вместо того чтобы исправить и улучшить будем летать в «облаках» мистерий.  
Вторая группа читателей возопила: пора спасать репутацию самого Б-га. Как это так что еврейский Б-г жаждет человеческих жертвоприношений?!?!?
Наш Б-г - добрый (белый и пушистый), человеческие жертвоприношения запрещены Торой, долой обвинения нашего Б-га в негуманности.

 


=======
Мне было любопытно видеть весьма уважаемых коллег - в запале присоединившихся к одному из двух лагерей.
И я решил написать этот текст, чтобы «спасти» человечество от «греха» поверхностности в который увы, нередко скатываются даже весьма уважаемые и мудрые люди.  


=====
ПУНКТ ПЕРВЫЙ И ОСНОВНОЙ.
Есть сакраментальная фраза про то, что «Пути Г-сподни неисповедимы».
Эта фраза позволяет людям «не напрягаться» и не пытаться осмыслять реальность с позиции Б-жественного управления миром.
На самом деле - Б-жественное управление ЧАСТИЧНО постижимо, но оно главное что оно многогранно.
Учитывая то что мы находимся в календаре в рамках сфират аомер- можно показать, что с позиции каждой сфиры мы можем увидеть один из многих аспектов проявления Б-жественного управления.
И ни один из аспектов - не отменяет другие.
Иными словами ни один из аспектов - не «закрывает список», но «открывает его».
Но мы не будем сейчас «растекаться» по Древу Сфирот, это был бы материал не для одной статьи а для целой книги.
Мы сейчас увидим только «треугольник» из трёх типов объяснений.
И наша задача - научиться «не затаптывать» важные объяснения - только потому что более очевидные - пришли нам в голову раньше - и заняли собой все «место», лишив нас шанса на сложную но адекватную картину понимания Бытия.


=====
БОРЦЫ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ
Проанализируем мнение тех, кто возмущался мистикой - в жажде разбора техники безопасности.  
Ответим, материальный мир с его правилами - это важная, но не единственная часть бытия.
И да, давно уже пора было понять что злосчастная лестница на которой произошла трагедия - нуждалась в реконструкции.
Но сведя все к материальному миру - мы уподобимся светским людям, которые искренне считают, что упоминание Б-га - это способ игнорировать материальные вызовы.
На самом деле - такой взгляд - это отражение искушения примитивизации мира.
И как бы мы ни ругали организаторов мероприятия - вся эта ругань никак не утешит семьи, потерявшие своих близких.
Скорбящим родственникам - не менее важно увидеть Высший смысл в трагедии, а не только ответ на  любимый русский вопрос «Кто виноват?».
По этому поводу расскажу совершенно реальную историю с которой я столкнулся только что.
Будучи раввином общины, я регулярно провожу различные церемонии, включая похороны евреев.
И поверьте мне - я наслушался множество реальных историй из первых уст.
Но то что я услышал вчера - стало для меня апофеозом абсолютно вопиющего проявления «безмозглости» в рамках весьма официальных заведений.  


Кстати, семья с которой я был вчера - также были моими соседями по дому и я знал их уже более 15 лет.
Рассказываю суть истории.
Глава семьи - крепкий мужчина 59 лет много лет страдал от почечной недостаточности и регулярно проходил диализ. Врачи решили пересадить ему почку. Он долго ждал донорского органа и вот месяц назад наконец подходящая почка нашлась.
Пересадка органа - операция непростая, так как иммунная система пытается отторгнуть «чужой» орган. Дабы пресечь эти попытки - пациентам после операции дают имунно-депрессант, чтобы «придавить» имунную систему, чтобы чужая почка прижилась.
Мужчину выписали домой, но через несколько дней у него поднялся калий (как объяснила жена).
Родственники позвонили врачам и те сказали им чтобы они привезли пациента прямо в больницу в “Emergency room” (приемное отделение - по-русски).


Чтобы вы поняли, сейчас во время ковида - emergency room - это по-умолчанию - рассадник ковида, так как там толпятся самые разные люди (пришедшие не на экскурсию, а по поводу разных болезней).
И вот человеку с отключённой имунной системой говорят приехать в emergency room - где он тут же заражается ковидом, попадает под вентилятор и через пару дней умирает.  
Вы можете себе представить состояние родственников, столкнувшихся с этим.  
И даже если обьяснить родственникам, что мы «имеем честь» жить в самом сумасшедшем из миров, где врачи не в состоянии сопоставить два очевидных фактора, и даже если мы предложим родственникам «расстрелять врачей» за их безмозглость - это не утешит родственников.  
Поэтому моя жена - которая была со мной на кладбище (так как она хороша знает семью) старалась утешить родных, которые винили себя - что Б-г решает на Небесах - когда уйти человеку и это не их вина, что они послушались «врачей» (я взял это слово в кавычки специально), а это Б-жественный план.


Мы не случайно на похоронах говорим «Барух Даян аЭмет» - Благословен Судья Истиный, имея в виду, что мы верим, что Б-г по своим часто непостижимым нам причинам - забрал душу человека в определенное время.
Этот утешительный мотив - не отменяет повода проанализировать ситуацию с позиции рационального подхода - и на будущее не повторять ошибок, сделанных людьми.
Но рациональный и мистический подходы - не исключают, но дополняют друг друга.
Вернувшись к ситуации на горе Мерон -  мы должны ПАРАЛЛЕЛЬНО видеть и промахи организаторов и Б-жественно-мистические объяснения.


=====
А теперь по поводу «жестокости» еврейского Б-га и запрете «человеческих жертвоприношений».  
Речь в иудаизме  идёт о том, что люди не имеют право убивать других людей, объявляя это человеческими жертвоприношениями.
(История с Жертвоприношением Ицхака - это отдельная тема).  
Но когда мы сталкиваемся со столь многочисленными в истории ситуациями гибели евреев (включая Холокост) - мы не имеем права говорить, что это было вопреки воле Б-га.
Фраза «вопреки воле Б-га» - это оксиморон, так как обладает внутренним противоречием.


Мы с одной (рациональной) стороны пытаемся понять, могли ли мы спасти или защитить евреев, чтобы выучить «рациональный» урок.
Но с другой стороны, мы должны внести в историю возвышенный Б-жественный «ракурс», который придаст истории сакральный смысл.
Это СОЧЕТАНИЕ рационального и мистического - и даёт нам возможность адекватно функционировать в столь сложном мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...