Недавно мой коллега и учитель Ефим Свирский
написал важную статью по поводу событий в Лаг баОмер, когда в
результате давки на узкой и скользкой лестнице погибло 45 религиозных
евреев, приехавших праздновать наш праздник.
Прочитайте эту статью, она чрезвычайно важная. Я "подбирался" к этому подходу, но р.Ефим сформулировал это наиболее продуктивно.
Краткая
суть взгляда, озвученного р. Свирским - мы можем (и наверное даже
должны) рассматривать это событие с мистической точки зрения как некий
сакральный акт, приближающий пришествие Мошиаха и Геулу.
В статье много важных деталей и инсайтов и эта статья сейчас имеет десятки перепостов, так как для многих людей такое понимание очень воодушевляет и делает жизнь более осмысленной.
Но предсказуемо лента комментариев «пестрит» двумя типами недовольных отзывов.
Одна группа читателей возмущается следующим: они эмоционально обвиняют автора в том, что его взгляд снимает ответственность с тех, кто пренебрёг правилами безопасности.
Они
пишут, что согласившись с автором - мы забудем сделать выводы об
изъянах в организации, мы якобы вместо того чтобы исправить и улучшить
будем летать в «облаках» мистерий.
Вторая
группа читателей возопила: пора спасать репутацию самого Б-га. Как это
так что еврейский Б-г жаждет человеческих жертвоприношений?!?!?
Наш Б-г - добрый (белый и пушистый), человеческие жертвоприношения запрещены Торой, долой обвинения нашего Б-га в негуманности.
=======
Мне было любопытно видеть весьма уважаемых коллег - в запале присоединившихся к одному из двух лагерей.
И
я решил написать этот текст, чтобы «спасти» человечество от «греха»
поверхностности в который увы, нередко скатываются даже весьма уважаемые
и мудрые люди.
=====
ПУНКТ ПЕРВЫЙ И ОСНОВНОЙ.
Есть сакраментальная фраза про то, что «Пути Г-сподни неисповедимы».
Эта фраза позволяет людям «не напрягаться» и не пытаться осмыслять реальность с позиции Б-жественного управления миром.
На самом деле - Б-жественное управление ЧАСТИЧНО постижимо, но оно главное что оно многогранно.
Учитывая
то что мы находимся в календаре в рамках сфират аомер- можно показать,
что с позиции каждой сфиры мы можем увидеть один из многих аспектов
проявления Б-жественного управления.
И ни один из аспектов - не отменяет другие.
Иными словами ни один из аспектов - не «закрывает список», но «открывает его».
Но мы не будем сейчас «растекаться» по Древу Сфирот, это был бы материал не для одной статьи а для целой книги.
Мы сейчас увидим только «треугольник» из трёх типов объяснений.
И
наша задача - научиться «не затаптывать» важные объяснения - только
потому что более очевидные - пришли нам в голову раньше - и заняли собой
все «место», лишив нас шанса на сложную но адекватную картину понимания
Бытия.
=====
БОРЦЫ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ
Проанализируем мнение тех, кто возмущался мистикой - в жажде разбора техники безопасности.
Ответим, материальный мир с его правилами - это важная, но не единственная часть бытия.
И да, давно уже пора было понять что злосчастная лестница на которой произошла трагедия - нуждалась в реконструкции.
Но
сведя все к материальному миру - мы уподобимся светским людям, которые
искренне считают, что упоминание Б-га - это способ игнорировать
материальные вызовы.
На самом деле - такой взгляд - это отражение искушения примитивизации мира.
И как бы мы ни ругали организаторов мероприятия - вся эта ругань никак не утешит семьи, потерявшие своих близких.
Скорбящим
родственникам - не менее важно увидеть Высший смысл в трагедии, а не
только ответ на любимый русский вопрос «Кто виноват?».
По этому поводу расскажу совершенно реальную историю с которой я столкнулся только что.
Будучи раввином общины, я регулярно провожу различные церемонии, включая похороны евреев.
И поверьте мне - я наслушался множество реальных историй из первых уст.
Но
то что я услышал вчера - стало для меня апофеозом абсолютно вопиющего
проявления «безмозглости» в рамках весьма официальных заведений.
Кстати, семья с которой я был вчера - также были моими соседями по дому и я знал их уже более 15 лет.
Рассказываю суть истории.
Глава
семьи - крепкий мужчина 59 лет много лет страдал от почечной
недостаточности и регулярно проходил диализ. Врачи решили пересадить ему
почку. Он долго ждал донорского органа и вот месяц назад наконец
подходящая почка нашлась.
Пересадка
органа - операция непростая, так как иммунная система пытается
отторгнуть «чужой» орган. Дабы пресечь эти попытки - пациентам после
операции дают имунно-депрессант, чтобы «придавить» имунную систему,
чтобы чужая почка прижилась.
Мужчину выписали домой, но через несколько дней у него поднялся калий (как объяснила жена).
Родственники
позвонили врачам и те сказали им чтобы они привезли пациента прямо в
больницу в “Emergency room” (приемное отделение - по-русски).
Чтобы
вы поняли, сейчас во время ковида - emergency room - это по-умолчанию -
рассадник ковида, так как там толпятся самые разные люди (пришедшие не
на экскурсию, а по поводу разных болезней).
И
вот человеку с отключённой имунной системой говорят приехать в
emergency room - где он тут же заражается ковидом, попадает под
вентилятор и через пару дней умирает.
Вы можете себе представить состояние родственников, столкнувшихся с этим.
И
даже если обьяснить родственникам, что мы «имеем честь» жить в самом
сумасшедшем из миров, где врачи не в состоянии сопоставить два очевидных
фактора, и даже если мы предложим родственникам «расстрелять врачей» за
их безмозглость - это не утешит родственников.
Поэтому
моя жена - которая была со мной на кладбище (так как она хороша знает
семью) старалась утешить родных, которые винили себя - что Б-г решает на
Небесах - когда уйти человеку и это не их вина, что они послушались
«врачей» (я взял это слово в кавычки специально), а это Б-жественный
план.
Мы не случайно на
похоронах говорим «Барух Даян аЭмет» - Благословен Судья Истиный, имея в
виду, что мы верим, что Б-г по своим часто непостижимым нам причинам -
забрал душу человека в определенное время.
Этот
утешительный мотив - не отменяет повода проанализировать ситуацию с
позиции рационального подхода - и на будущее не повторять ошибок,
сделанных людьми.
Но рациональный и мистический подходы - не исключают, но дополняют друг друга.
Вернувшись
к ситуации на горе Мерон - мы должны ПАРАЛЛЕЛЬНО видеть и промахи
организаторов и Б-жественно-мистические объяснения.
=====
А теперь по поводу «жестокости» еврейского Б-га и запрете «человеческих жертвоприношений».
Речь в иудаизме идёт о том, что люди не имеют право убивать других людей, объявляя это человеческими жертвоприношениями.
(История с Жертвоприношением Ицхака - это отдельная тема).
Но
когда мы сталкиваемся со столь многочисленными в истории ситуациями
гибели евреев (включая Холокост) - мы не имеем права говорить, что это
было вопреки воле Б-га.
Фраза «вопреки воле Б-га» - это оксиморон, так как обладает внутренним противоречием.
Мы с одной (рациональной) стороны пытаемся понять, могли ли мы спасти или защитить евреев, чтобы выучить «рациональный» урок.
Но с другой стороны, мы должны внести в историю возвышенный Б-жественный «ракурс», который придаст истории сакральный смысл.
Это СОЧЕТАНИЕ рационального и мистического - и даёт нам возможность адекватно функционировать в столь сложном мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий